Ощадбанк начал блокировать “спящие” счета. Стоит поспешить в отделение

В противном случае банк начнет взымать ежемесячную комиссию до тех пор, пока она не съест весь вклад.

Начиная с 30 сентября, если за три последних года и более по депозитным или текущим счетам вкладчиков государственного Ощадбанка не было операций, банк их заблокирует, переведет в неактивный режим и закроет. После этого уже сами клиенты будут платить “Ощаду” за хранение денег на счетах.

Чтобы разблокировать средства (на неактивном счете), клиентам необходимо прийти в учреждение с паспортом, ИНН и заполнить соответствующую анкету. Только после этого банк сможет разблокировать деньги. В противном случае финучреждение будет считать, что клиент таким образом дал согласие на расторжение договора и закрытие счета.

Что же касается оплаты Ощадбанку за хранение денег, то речь идет о взыскании с клиента ежемесячной комиссии, предусмотренной тарифами банка, и ее уплате в порядке договорного списания из суммы вклада. Если давно не используемый счет арестован, начислять комиссию не будут.

Если же клиент так и не придет в отделение “Ощада” с документами, его счет будет постепенно “съедаться” ежемесячной комиссией. Возможна ситуация, когда комиссия “поглотит” средства окончательно.

Могут ли блокировать депозиты другие банки

Гипотетически с такой проблемой могут столкнуться вкладчики и других банков, независимо от формы собственности.

Логика такого шага проста – банку незачем тратиться на обслуживание счетов, к которым клиентам нет никакого дела. На процессинг выделяются средства, поэтому резоннее сэкономить, подчеркнул в беседе с UBR.ua управляющий партнер АО Suprema Lex Виктор Мороз.

Юрист обращает внимание, ссылаясь на опыт других финучреждений (в частности, Райффайзен Банка, который когда-то уже проводил подобную процедуру), что под отсутствием операций в “Ощаде” могут подразумевать следующее.

“В некоторых банках для поддержания активности текущего счета надо было время от времени производить, например, покупки в интернете или в живых магазинах. Относительно же депозитного счета, то его надо было регулярно пополнять”, – предполагает он.

В самом Ощадбанке нам уточнили, что дело касается в основном текущих счетов с небольшими остатками средств. Таких счетов в банке немного и большинство клиентов уже обратились к обслуживающим отделениям с целью их идентификации и верификации.

“После 30 сентября 2021 года в случае обращения владельцев этих счетов, их законных представителей или наследников банк после проведения всех предусмотренных законом процедур вернет средства такому лицу”, – успокоили граждан в “Ощаде”.

К слову, в комментарии UBR.ua пресс-секретарь государственного Приватбанка Олег Серга сделал допущение, что речь идет о каких-то специфических моментах в работе “Ощада”. И что в “Привате” принимать подобных мер никто не планирует.

“Если в Приватбанке имеется долго неработающий счет, сотрудники финучреждения связываются с клиентами и посредством разных интересных “фишек” стимулируют их возобновить пользование счетом”, – сообщил Серга.

Чистят забытые счета

Советник председателя правления Кредитвест банка Василий Невмержицкий в разговоре с UBR.ua подчеркнул, что дело касается и требований Нацбанка по финансовому мониторингу клиентов. Имеется в виду зачистка неактивных счетов, чтобы сократить операционную и документальную нагрузку банка на их постоянное ведение.

“Банки вынуждены регулярно проверять клиентов, их счета, транзакции. Следить, работают ли клиенты, анализировать паспортные данные и прочее. Чтобы этим всем не заниматься в случает таких счетов, НБУ и прописал правила, как можно упростить схему их закрытия в одностороннем порядке”, – поясняет Невмержицкий.

При чем тут приватизация Ощада

С законодательной точки зрения такие меры Ощадбанка – спорный вопрос, разъясняет ситуацию адвокат, старший партнер АК “Кравец и партнеры” Ростислав Кравец. Банк не может просто блокировать и закрывать “спящие” счета, а должен оставлять возможность забирать вклады по требованию, не взымая с граждан еще и комиссию.

“То, что сегодня делает Ощадбанк, по моему мнению, лишь приведет к утечке вкладчиков. И фактически может свидетельствовать о попытках умышленно нанести вред финучреждению, урезав его стоимость перед наметившейся приватизацией”, – делает предположение адвокат.

Конечно, с одной стороны государству, наоборот, выгоднее пустить банк с молотка как можно дороже. Но сокращение стоимости “Ощада” может иметь смысл лишь в двух случаях: либо банк желают реализовать как можно быстрее, либо продать “своим”. Именно о возможном наличии второй составляющей и говорит Ростислав Кравец.

Да, параллельно в банке желают упорядочить счета, провести “инвентаризацию” клиентов и соответствовать законодательству насчет идентификации лиц. Но стоит учесть, акцентирует адвокат, что очень большое количество людей пришло в Ощадбанк как госучреждение для получения пенсий, гарантий и льгот.

“Именно по этой причине подход, годящийся для коммерческого банка, в государственном так не сработает. Это может нанести серьезный вред гражданам, поэтому вопрос необходимо решать на законодательном уровне”, – резюмирует Ростислав Кравец.

UBR

АО «Кравец и Партнеры»

Залишити коментар

Ваша e-mail адреса не оприлюднюватиметься. Обов’язкові поля позначені *