Махинации и ненужные допуслуги. Как банк зарабатывает на “карте киевлянина”

После анонсированного мэром Киева Виталием Кличко повышения цен на проезд в столичном общественном транспорте уже с 1 января 2022 года до 20 грн, единственным способом сэкономить станет наличие муниципальной “Карты киевлянина”, с которой поездки в метро, автобусах, трамваях и троллейбусах будут дешевле — 12 грн.

Неудивительно, что после такого сообщения киевляне массово ринулись в отделения Ощадбанка. Но в банке восприняли эту ситуацию как способ заработать и принялись навязывать “лишние” услуги. В том числе путем прямого обмана навязывают покупку страховки, платных кредитных карт и кредитных лимитов.

“Требуют 200 грн”

21 октября мы с супругой обратились в отделение Ощадбанка на ул. Симиренко для переоформления карты. Специалист отделения заявила, что для переоформления “Карты киевлянина” надо заплатить 70 грн в кассу отделения, что у нас вызвало удивление. Ведь раньше при их получении денег никогда не требовали. Подумали, что это новые правила. Специалист что-то сказала кассиру, и супруга заплатила указанную сумму. Ей выдали квитанцию об уплате, на которой конкретно не было указано, за что проведена оплата. Через несколько дней после посещения отделения мы узнали от своих знакомых, что они переоформляли “Карту киевлянина” без какой-либо оплаты. В таком случае, за какие такие услуги потребовали оплату в 70 грн у моей супруги? Я позвонил в кол-центр Ощадбанка, где мне подтвердили, что переоформление “Карты киевлянина” бесплатно. После внимательного изучения квитанции об оплате 70 грн я обнаружил, что получателем этих денег является страховая компания “Метлайф”. Но мы никакой страховки не заказывали. Кроме этого, в строке назначения платежа и данных супруги в конце указан номер телефона, который нам не принадлежит“, — жалуется пенсионер из Киева Владимир Приймаченко.

И это только один из примеров. Часто сотрудники отделений заявляют, что карту просто невозможно открыть без оформления страховки. Это прямой обман. Именно с такой ситуацией столкнулась киевлянка Марина Козак, посетив в конце ноября столичное отделение Ощадбанка на ул. Ликовского, 39.

При походе за картой клиенту втюхивают страховку и пугают тем, что карта может выпускаться до трех месяцев. И что, мол, подписание договора на “Карту киевлянина” происходит одновременно с договором на присоединение к комплексному обслуживанию. Большой вопрос по договорам. У клиента в экземпляре 9 листов, а у банка — 12. Карту так и не оформила. Обращение с клиентами ужасное“, — рассказывает Козак.

Нередко сотрудники Ощадбанка прибегают к еще более изысканным методам, в прямом смысле слова вынуждая пенсионеров внести деньги на счет под предлогом того, что в противном случае карточку закроют. “Ощадбанк звонит моим родителям-пенсионерам и вызывает их к себе по поводу “Карты киевлянина”. Мама побежала, как угорелая, а оператор сообщила ей, что нужно перевести пенсию на эту карточку. Сейчас пенсия у мамы оформлена на ПриватБанк. Мама отказалась, оператор сказала, что карта заблокируется, если не будет движения денежных средств по карточке. Мама ей пользуется только для проезда пару раз в год. Денег на “Карте киевлянина” не было. Вынудили положить 200 грн. Оператор сказала, что надо приходить раз в три месяца активировать, чтобы не заблокировали, а кассир велела являться каждый месяц“, — делится киевлянка Светлана П.

Еще одна распространенная манипуляция — это отказ в оформлении карты без открытия общей и кредитной карт. “Я недавно вышла на пенсию. И решила открыть “Карту киевлянина”. Но в отделении мне менеджер сказала, что нужно непременно делать общую карту. Есть карта для выплат пенсии и “Карта киевлянина” — два в одном. Что по-другому нельзя. Влепили кредитку. Иначе карта не заработает. Как потом оказалось, что это неправда. Пенсию с почты перевели на эту карту. Ну не смертельно, но неприятно“, — рассказала пенсионерка.

В КГГА разводят руками

Любопытно, что обо всем этом хорошо знают в департаменте социальной политики КГГА. Но там разводят руками, ссылаясь на то, что банк имеет право предлагать дополнительные услуги. “Конечно, вся эта информация поступает в департамент социальной политики КГГА. Но банк — это коммерческое учреждение. И по большому счету оно вправе предлагать своим клиентам ту или иную услугу. Для льготных категорий карта бесплатная. Но по решению Киеврады бесплатным является только один выпуск карты. То есть, например, если пенсионер ее потерял, то второй раз ему придется оплатить ее перевыпуск. Обычные граждане, которые зарегистрированы для работы в городе Киеве, оформляют “Карту киевлянина” платно. И банк имеет полное право предлагать перенести зарплату, открыть депозит и все остальное“, — пояснил “Вестям” замглавы департамента социальной политики КГГА Максим Бутченко.

Действительно, предлагать свои услуги, пусть даже настойчиво, это не нарушение прав потребителей. Но не нужно выдавать желаемое за действительное. Если банк утверждает, что не может выдать зарплатную или пенсионную карточку без кредитной, он вводит клиента в заблуждение и навязывает услугу. Украинское законодательство запрещает такие действия (ст. 55 Закона “О банках и банковской деятельности”). Клиент имеет полное право отказаться от навязанной кредитной карточки.

Если вам конкретно навязывают эту услугу и говорят, что “Карта киевлянина” не может быть получена, если не будет подписан весь пакет документов, то, конечно, это нарушение должностных обязанностей сотрудника банка. Это основание для его дисциплинарной ответственности, то есть выговора, возможно, увольнения и его, и начальника отделения“, — отмечает юрист Юрий Белоус.

При этом рассчитывать на помощь мэрии в этом вопросе, по всей видимости, не стоит. “В случаях различных злоупотреблений человек должен пойти назад в банк и уже с ними разговаривать. На сегодняшний день все подобные обращения переадресовываются в адрес Ощадбанка, так как пока он единственный, кто выпускает “Карту киевлянина”. По каждому конкретному случаю они разбираются, что там было. А киевлянам можно посоветовать только одно — внимательно изучать договор, который подписывается при открытии карточек. Это основа. А то, что банки согласно Закону “О банках и банковской деятельности” имеют право предлагать свои услуги, — да. Но в случае какого-либо навязывания или обмана стоит сразу же оставлять жалобу и вызывать администратора данного отделения и задавать вопрос, на каком основании вам навязывают лишние услуги. Ведь подобная ситуация бывает и в магазинах техники. Когда вы покупаете смартфон, вам сразу же пытаются рассказать, что вам нужно купить чехол, защитное стекло и дополнительную гарантию на два года. Это их право, не продать вам телефон они не могут, но они обязаны предложить, потому что это их доход, и они могут быть заинтересованы в том, чтобы получить как можно больше прибыли. Так же и здесь. Нужно быть внимательными“, — сказал “Вестям” Бутченко.

“Работают на процент от страховых”

При этом, как говорит “Вестям” старший партнер АО “Кравец и Партнеры” Ростислав Кравец, наиболее чувствительный момент — очень мало клиентов готовы отстаивать свои права за относительно небольшие суммы денег. Поэтому и не защищают свои права.

Если произошла неприятная история, когда навязали договор страхования, а такие случаи были и раньше, то в первую очередь необходимо обратиться в банк с требованием вернуть платеж и указать, что вы не планировали страховать свою жизнь. Такое же письмо следует направить и в страховую компанию. Понятно, что это определенные затраты, время и нервы. И в случае, если они не вернут вам деньги и начнут рассказывать, что вы добровольно застраховались, то необходимо будет обратиться в НБУ с жалобой на Ощадбанк и ту страховую компанию, которая навязала вам услугу. Кроме того, можно обратиться с соответствующей жалобой в Антимонопольный комитет. Таким образом, на мой взгляд, будет достаточно оснований, чтобы государственные органы повлияли на государственный Ощадбанк, чтобы он вернул деньги пострадавшему лицу“, — сказал “Вестям” Кравец.

И сумма, по его словам, тут не имеет значения. Наоборот, из-за столь незначительных сумм далеко не все люди готовы жаловаться. “На это все и рассчитано. Я называю это “эффектом Коломойского”, когда вы обманываете миллион человек на 70 грн и получаете 70 млн грн. Согласитесь, такая сумма уже выглядит внушительнее“, — говорит “Вестям” Кравец.

Он также отметил, что иногда руководство банка может не знать о подобных махинациях. “Я более чем уверен, что обманывает не сам банк, а сотрудник, который является каким-нибудь агентом у страховой компании и получает комиссионные за каждого приведенного клиента. Это может быть руководитель отделения или приближенное к нему лицо. И в таком случае уже есть все основания для возбуждения уголовного дела. Но, как я и говорил, “эффект Коломойского” действует, люди не идут защищать свои права за 70 грн. А на этом наживают миллионы“, — резюмировал Кравец.

Отметим, что АМКУ уже не раз обращал внимание столичной власти на монопольное положение банка. По мнению АМКУ, в КГГА создали условия по обслуживанию карт только для Ощадбанка при отсутствии конкуренции, а льготники Киева лишены возможности выбора банка и условий обслуживания. В мэрии же отмечают, что инвестиционная программа открыта для любого украинского банка, но они не хотят подключаться к ней.

Есть банки, которые хотят присоединиться. Но их не устраивают условия. Банки готовы выдавать простые карты. А нам важно, чтобы они были именные“, — сказал “Вестям” Бутченко.

ВЕСТИ

АО «Кравец и Партнеры»

Залишити коментар

Ваша e-mail адреса не оприлюднюватиметься. Обов’язкові поля позначені *