С субсидией, но в тюрьме: Что прописали в законе о противодействии коронавирусу

После внедрения карантина назрел вопрос штрафов за его несоблюдение и поблажек для бизнеса. Несколько дней нардепы и представители Кабмина прорабатывали свои варианты закона ради соблюдения эпидемиологических мер. Особенно скандальным оказался законопроект Минздрава с поправками МВД, согласно которому внедрялся широкий спектр санкций для граждан в связи с коронавирусом. Больных, которые сбежали с обсервации, и врачей, отказавшихся лечить зараженных Covid-19, предлагали сажать в тюрьму.

На внеочередном пленарном заседании Верховной Рады депутаты приняли за основу и в целом другую инициативу о “предупреждении распространения коронавирусной болезни» авторства девяти нардепов, включая Михаила Радуцкого, главы комитета по здравоохранению. Тот утверждает, что финальная инициатива стала компромиссом для всех фракций и групп, поэтому обсуждения не было.

Что ждет украинцев, которые нарушат условия карантина, и какие поблажки обещают простым граждан и бизнесу?

Наказание за нарушение карантина

Нужно понимать, что законопроект — временный и создан специально под конкретный случай вируса. В экспертной среде долго ходили дискуссии о том, необходимы ли инициативы конкретно под Covid-19, ангину и другие заболевания. Большинство экспертов считает, что нет. Особенно в свете того, что уже сейчас есть все необходимое законодательство.

Если раньше за нарушение условий карантина могли оштрафовать на 1 700 гривен, то в случае коронавируса нардепы мелочиться не стали и увеличили штрафы до сумм от 17 до 34 тысяч гривен. Примерно такой же штраф в Израиле, а в Чехии он составляет 123 тысячи гривен. Но необходимо понимать, что в Израиле и Чехии средний доход населения выше, чем в Украине. Для некоторых социально незащищенных граждан такой штраф — это зарплата за полгода.

Эксперты утверждают, что текст закона с первых строк выписан нечетко. Ранее в судебной практике ограничение касалось лишь представителей госорганов, органов местного самоуправления и различных учреждений. Простых украинцев штрафовать за нарушения санитарных условий не могли. Радуцкий заявляет, что норма будет относиться ко всем, но это детально не выписано. Об обширности инициативы дают понять отдельные штрафы для должностных лиц до 170 тысяч гривен. Но это исправляет пробелы закона.

Закон не устанавливает перечень действий, которые можно считать нарушением условий карантина. К примеру, у Минздрава были идеи выделить больных, которые скрывают источники заражения, а также беглецов с обсервации или с самоизоляции.

Исходя из общей формулировки о нарушении условий карантина, все упирается в конкретные решения местных властей. По сути, если они примут решение о запрете выходить из дому, а вы нарушите этот запрет, можно будет попасть минимум на 17 тысяч гривен. Пока для таких указаний необходимо введение чрезвычайного положения. Зеленский говорит, что его действительно могут объявить в случае необходимости.

Единственное уточнение в инициативе — о действиях, которые могли бы “заведомо привести” к заражению инфекцией окружающих. В таком случае штраф может вырасти до 51 тысячи гривен, ограничения или лишение свободы на срок до трех лет.

Формулировка “заведомо” означает сознательное заражение других граждан. Но она достаточно размытая. Михаил Радуцкий ранее анонсировал формулировку о сознательном заражении других граждан инфекцией. Он уточнил, что это касается тех, кто получит справку с подтверждением заболевания, но не станет самоизолироваться от людей.

Так как данное условие в законе не выписано, похоже, что именно на эту норму стоит обратить внимание не только заболевшим гражданам, но и бизнесу. По сути, если он откроет свои двери во время карантина, это может “заведомо привести к заражению”.

Если же вследствие нарушений карантина погиб человек, то можно угодить за решетку на срок от 5 до 10 лет. В Италии за такие действия грозит заключение на 21 год, в Китае — вплоть до пожизненного заключения или смертной казни. Правда, непонятно, как доказать, что конкретный субъект стал причиной заражения других граждан.

“Доказать правонарушение будет тяжело. В любом случае, уже сейчас есть ответственность за несоблюдение санитарных норм. Не думаю, что дойдет до уголовной ответственности”, — говорит юрист Ростислав Кравец.

Кроме того, обычно органы власти устанавливают его по обращению региональных государственных санитарных врачей. Но такие должности упразднили, а значит, есть проблемы с соблюдением процедуры. Теоретически новые штрафы могут обжаловать.

Все еще в силе вопрос злоупотреблений со стороны правоохранителей, которые могут давить на представителей бизнеса. Контролем за соблюдением карантина должна была бы заниматься Государственная санитарно-эпидемиологическая служба, но она ликвидирована, так что проверки на себя возьмет Министерство внутренних дел. На комитете подняли вопрос коррупции, но Радуцкий выразил уверенность, что нардепы не позволят злоупотреблениям случиться. Какое отношение законотворцы имеют к соблюдению своих инициатив — неизвестно.

“Плюшки” для населения

Но для простого украинца прописаны не только штрафы, а и некоторые послабления. К примеру, в законе четко прописано, что срок пребывания в отпуске по согласию работника на время карантина не вносится в общий срок. Сотрудники, устроенные официально, смогут получить 50% зарплаты. Также унормирована работа на дому.

Справку о статусе внутренне перемещенного лица не отменят, даже если более 2 месяцев не отмечаться. Нелегалов на время карантина также трогать не будут. Правда, готовятся и некоторые сложности с получением административных и других услуг. То есть ждать получения биометрического паспорта придется дольше.

За неполную оплату услуг ЖКХ выключать свет и воду никому не будут. Льготы по ЖКХ также обещают без перебоев. В течение двух дней будут внедрять законодательство, согласно которому на время карантина никого не смогут лишить субсидий. Их также продлят автоматически, даже если вы за ними не обращались. Кроме того, обещают расширить количество субсидиантов.

После того как в бюджете образовалась дыра, субсидии, наоборот, обрезали. Объем выплат стали высчитывать исходя не из 15% среднемесячного заработка человека, а из 20%, и количество получателей сократилось. Также в бюджет на 2020 год на субсидии заложили меньше денег, чем на 2019. Получается, придется искать дополнительные ресурсы и вносить правки в госбюджет. А он и так формировался из совсем другого курса доллара, благодаря чему на сегодня дефицитен.

Согласно новому закону, на время карантина нельзя будет выселять человека из жилья и отбирать его. В том числе четко прописано, что не будут трогать залоговое ипотечное имущество.

Ситуация достаточно спорная. С одной стороны, это позитивно для простых граждан, которые попали в сложную ситуацию. С другой, буквально месяц назад власти обещали снизить процентные ставки по ипотеке. Добиваться этого хотели “разговорами с НБУ” и банками. Но проценты по ипотеке в нашей стране велики, в частности и потому, что бизнес не знает, чего ждать завтра.

Напомним, что во время кризисов залоговое имущество уже запрещали забирать. Так что, вероятно, такое решение забьет еще один гвоздик в крышку ипотечного гроба.

Что касается врачей, то их, по инициативе Минздрава, хотели штрафовать и даже сажать в тюрьму за отказ лечить инфицированных коронавирусом. Но никакие штрафы не станут для человека важнее его жизни. Так что власти сошлись на “прянике” вместо “кнута”. Медики будут получать тройную зарплату на время ликвидации эпидемии.

Также внедряются доплаты к зарплате некоторым категориям, которые обеспечивают жизнедеятельность населения. Что это за категории и какие доплаты — в законе не прописали. В теории речь может идти и о чиновниках. Впрочем, это уже далеко не первый подводный камень закона.

Сможет ли государство “потянуть” такие дополнительные расходы в условиях дефицита бюджета?

“Государству не впервой задерживать бюджетникам выплаты. Вспомнить даже суд “Бурмич и другие против Украины”. Возможно, теперь станет актуальнее вопрос уменьшения неоправданно высоких зарплат и пенсий судьям Верховного суда”, — говорит Ростислав Кравец.

Экономист Олег Пендзин также обращается к экономико-политической истории Украины и напоминает, что подобные обещания в условиях ограниченного бюджета — не редкость.

“Что касается неисполнения обязательств государством, то Гончарук (экс-премьер-министр, — ред.) не проиндексировал пенсии пенсионерам в среднем по 300 гривен, потому что нет денег в бюджете, и отложил выплаты до сентября. А затем президент анонсирует доплаты к пенсиям до 5 тысяч гривен в связи с карантином, по тысяче. То есть 3 миллиарда на индексацию не нашлось, а 10 миллиардов нашлось. Может быть, это потому, что инициатива президента одноразовая, а в случае индексации пенсионеры с благодарностью вспомнят его предшественников?” — задает риторический вопрос Пендзин.

На этом обещания правительства не заканчиваются. Депутаты также должны будут внести на рассмотрение Верховной Рады законопроект по социальной экономической защите населения. Но, по сути, этот пункт закона ничего не значит, так как разработать инициативу — одно, а принять — совсем другое. О чем конкретно может идти речь — пока не понятно. Скорее, это анонс для СМИ.

“Простите людям на время карантина 19,5% налога, как в Америке. А иначе это будет жалкая косметика”, — добавляет Олег Пендзин.

Надо заметить, что обычно в условиях дефицита бюджета необходимые фонды для защиты населения создавали олигархи. Теперь же они молчат и не делают пиара даже на гуманитарной помощи.

Маски и тесты — без тендеров

Основная цель нового закона — даже не установка льгот и штрафов для населения, а унормирование закупок. Во время сезонных эпидемических подъемов обычно заболевает две трети медиков. Учитывая, что большая их часть — люди старшего возраста, которые постоянно работают в условиях стресса, низкая готовность больниц к коронавирусу для них крайне опасна. Поэтому необходимо обеспечить больницы средствами защиты.

В Минздраве заявляют, что ускорить процедуру закупок невозможно, если только не вывести их из-под системы Prozorro. Тогда технику и медикаменты можно будет покупать по переговорной процедуре у продавца, который предложит максимально быстрые сроки доставки.

Производители медицинских препаратов и оборудования, которое будет входить в перечень Кабмина, получат деньги от государства напередТендеров не будет до 18 апреля, но заказчик должен будет разместить на сайте все отчеты. За непубликацию тендерной документации, нарушение порядка публикации информации о закупках грозит ответственность. Препараты, необходимые при эпидемии, не будут облагаться налогом на добавленную стоимость, импорт — ввозной пошлиной, они будут оформляться в первую очередь.

СНБО на днях дал по этому решению зеленый свет Кабмину, так что оно было ожидаемым. В Днепре уже прошел тендер на закупку оборудования для опорной горбольницы № 21 без торгов на 34 миллиона гривен. Замечена некоторая переплата: респираторы закупили по 76 гривен, хотя до вируса они стоили по 17. Но основная проблема в том, что не была оглашена стоимость части оборудования.

В Центре противодействия коррупции уже бьют тревогу по этому поводу. Впрочем, финансовый аналитик, эксперт Growford Institute Алексей Кущ считает, что все не так плохо.

“Когда говорим о закупках без тендеров, сразу вспоминаем, как упростили тендерные процедуры к “Евро-2012”. Но в данном случае упрощение нужно было обязательно, ведь мы не можем закупать тесты целый месяц. Другое дело, что вместе с упрощением тендерных процедур я бы ввел повышенную уголовную ответственность за завышение цены — двойной-тройной размер от суммы наживы”, — говорит Кущ.

Этот же закон предусматривает, что Кабмин будет контролировать цены на лекарства, но пространство для злоупотреблений все равно остается. Также все равно могут возникнуть проблемы с обеспечением препаратами, так как некоторые из перечисленных средств не зарегистрированы как изделия медицинского назначения, и даже при облегченных тендерах их может быть сложно достать.

Бизнес — без уплаты части налогов

Что же касается остального бизнеса, то на фоне ограничения его работы особенно остро стоял вопрос компенсаторов, так как глобальный карантин чреват для украинской экономики. И вот наконец этот вопрос затронули.

Карантин автоматически не относится к форс-мажорным обстоятельствам, а это значит, что кафе, бары платят аренду, даже если они не работают. Закон же устанавливает карантин форс-мажором, так что бизнесу не придется доказывать невозможность своего функционирования Промышленной палате. Если бы это решение не приняли, высока вероятность, что суды были бы завалены работой.

Параллельно еще одной инициативой Рада также освободила ФЛП от уплаты ЕСВ на три месяца и от штрафов по отчетности, отменила налог на коммерческую недвижимость и землю, освободила бизнес от некоторых штрафов за нарушение налогового законодательства с 1 марта по 31 мая и ввела мораторий на налоговые проверки.

“Закон в принципе интересный, полезный. Хорошо, что спорные нормы, которые обсуждались ранее, все-таки не внедрили. Они наконец услышали, что нужно в первую очередь решить проблему с налогами на недвижимость, обнулением штрафных санкций и пени, с отсрочкой кассовых аппаратов, а также, не дождавшись решения от банкиров, аннулировали штрафы и пеню по кредитным обязательствам”, — говорит Кравец.

Кравец считает, что это первый шаг навстречу налогоплательщикам, и ожидает внедрения дополнительных мер по кредитованию, а также программ, которые запустят реальный сектор экономики.

Впрочем, экономисты не столь позитивны в оценке новшеств и считают их полумерой.

«Депутаты решали, что бы такое можно было пообещать бизнесу, что несложно для государства и бессмысленно для самого бизнеса. Бизнес, особенно сектор госуслуг, столкнулся с шоком доходов и шоком затрат (аренда, кредиты и зарплаты сотрудникам). Как эти проблемы решают меры, предложенные парламентом? Никак”, — говорит Алексей Кущ.

Эксперт рассказывает, что отмена налога на землю и недвижимость актуальна для большого бизнеса, у которого есть промышленные цеха. Особенных послаблений для малого и среднего бизнеса она не принесет. Отмененные проверки же для малого и среднего бизнеса не были проблемой и раньше. Тем более, что некоторые из них плановые и за год до проведения попадают в специальный реестр, где можно отследить, кого будут проверять. Отсутствие штрафов, по его мнению, также не сделает бизнес более стрессоустойчивым.

“Олигархам дадут госзаказ, послабления, малому бизнесу — небольшие льготы в виде неуплаты ЕСВ. Тот малый бизнес, который не держал в штате сотрудников и платил налог с минимальной зарплаты за одного работника, не заплатит около тысячи гривен в месяц. Мелочь, но приятно. Но экономика состоит не только из малого бизнеса. У властей есть две любимые темы: монополизм большого бизнеса и стимулирование малого. Более 60% ВВП формируется средним бизнесом, и никто не говорит, как его стимулировать. Спасение утопающих — дело рук самих утопающих”, — говорит Алексей Кущ.

С ним согласен и Олег Пендзин.

“Сколько ни говори слово халва, во рту слаще не станет. В США внедрили налоговые каникулы на 3 месяца и для физлиц, и для компаний. Центробанки снижают ставки рефинансирования до 0%. Что сделала Украина? Радостно снизила ставку до 10% и сообщила, что не будет брать пеню и штрафы, кроме ренты, НДС, акцизов. То есть кроме всего. Для бизнеса такие послабления как мертвому припарка. Зато депутаты и о себе не забыли, и до 1 июня продлили срок декларирования”, — рассказывает Пендзин.

Инициатива власти по коронавирусу — не такой уж монстр Франкенштейна, как ее предшественница. Она несет позитивные смыслы для населения и бизнеса. Но станут ли минимальные налоговые послабления и субсидии достаточной компенсацией гигантских штрафов и проверок? Скоро увидим.

Анна Пешкова, 112.UA

Адвокатская компания Кравец и Партнеры

Залишити коментар

Ваша e-mail адреса не оприлюднюватиметься. Обов’язкові поля позначені *