Отмена трудовых книжек: что нужно знать

В правительстве решили избавиться от трудовых книжек, чтобы упростить официальные отношения работодателя и сотрудника. Эксперты заявляют о своевременности действий, но предупреждают о рисках инициативы.

Трудовые книжки в их физическом воплощении уходят в прошлое. Соответствующая реформа на носу. Но сразу скажем, что идея эта не новая. Ранее ее хотело воплотить в жизнь правительство Арсения Яценюка. Тогда Министерство экономического развития и торговли, возглавляемое Айварасом Абромавичусом, подготовило законопроект, но он не дошел до сессионного зала.

В этот же раз все серьезно. По крайней мере, так говорят чиновники. О реформе они заявили еще осенью прошлого года и хотели все завершить до конца декабря, но не сложилось. Вообще отмена трудовых книжек идет как одна из деталей законопроекта «О труде», который в конце декабря утвердил Кабмин. Документ уже передан в Верховную Раду, и его принятие возможно уже в текущем месяце.

Как ранее пояснял министр Кабинета министров Дмитрий Дубилет, благодаря реформе «граждане не будут обязаны при найме на работу подавать работодателю свою трудовую книжку», а работодателям не нужно ее проверять или сохранять.

На смену физической книжке придет электронная. Много усилий для этого не понадобится: сегодня государство владеет соответствующими электронными реестрами. Эта база данных уже давно используется для расчета пенсий или других социальных выплат.

«Наша инициатива заключается не в том, чтобы отказаться, отменить трудовые книжки. Мы говорим, что они являются опциональными», — уточнял в ноябре Дубилет.

Иными словами, при обоюдном согласии работодателя и сотрудника книжки можно будет продолжать использовать, оставляя в них записи и штампы.

Однако украинцам, чей трудовой стаж начался до 2000 года, книжку выбрасывать не стоит.

«Эти электронные реестры ведутся только с 2000 года. Поэтому реестры не дают всей информации, которая будет нужна для начисления пенсии. Трудовые книжки отменить можно. Сейчас нет особого смысла вести их. На сегодняшний день они устарели по форме и по смыслу. Кроме того, не всем людям хочется показывать всю свою трудовую биографию. Если книжки будут отменять, то нужно провести информационную работу, чтобы украинцы со стажем до 2000 года не выбрасывали их. Они нужны, чтобы подтвердить или уточнить свой страховой стаж. Все книжки после их отмены будут сохранять юридическую силу», — рассказывает старший научный сотрудник Института демографии и социальных исследований имени М. В. Птухи НАН Украины Лидия Ткаченко.

Ну а для тех граждан, чей трудовой путь начался после 2000 года, все сведения уже есть в электронной форме. Именно с этого периода в Пенсионном фонде (ПФУ) внедрена система персонифицированного учета сведений о физических лицах.

Отмена книжек – это один из многочисленных винтиков концепции «государство в смартфоне», о которой заявлял Президент Владимир Зеленский.

Для диджитализации жизни украинцев было создано отдельное ведомство — Министерство цифровой трансформации Украины.

Главным преимуществом отмены книжек называют упрощение процесса оформления на работу. Благодаря изменениям работодателю не нужно будет проверять книжку, а наемный работник сможет с легкостью подтвердить свой трудовой стаж, скачав соответствующий документ в Сети.

«Когда все данные будут переведены в электронную форму, более не нужно будет хранить все на бумаге. Также упростится работа отделов кадров на предприятиях», — поясняет экономист и финансовый аналитик Алексей Кущ.

К слову, ПФУ уже создал новый сервис — Электронную трудовую книжку, в которой отображается информация о всех трудовых отношениях работника с данными отчетных сведений работодателя. Также там содержится информация об уплаченных страховых взносах с 1998 года.

Отмена книжек назрела давно, и этот процесс не стоит преподносить с такой помпой, как это делают в правительстве, отмечает Алексей Кущ.

«Ликвидировать трудовые книжки неоднократно пытались и ранее. Сейчас все данные по трудовому стажу существуют в электронном виде, поэтому здесь нет ни решения проблемы, ни позитивного эффекта для экономики и инвестиционной привлекательности. Вообще не понятен этот шум в СМИ. Такое ощущение, что были решены основные экономические проблемы и власти более не о чем говорить», — считает эксперт.

Юрист, адвокат, старший партнер АК «Кравец и партнеры» Ростислав Кравец предупреждает о рисках, связанных с переходом на электронную трудовую книжку.

«Выведение из оборота трудовых книжек можно приветствовать, но этого не стоит делать до того, как не будет предусмотрена возможность контроля за целостностью и сохранностью данных и резервных копий. Если в дальнейшем украинцам отключить возможность получения информации из этих реестров, либо эти данные будут повреждены, то граждане столкнутся с огромными проблемами для подтверждения своего страхового стажа», — считает юрист.

По его мнению, государство должно подобные риски на законодательном уровне закрепить за собой.

«Если государство утратит эту информацию, то украинцы не должны будут доказывать, что у них есть трудовой стаж. В этом случае ответственность за сохранность данных полностью ложится на государство», — заключил Кравец.

ГолосУА

Адвокатская компания Кравец и Партнеры

Залишити коментар

Ваша e-mail адреса не оприлюднюватиметься. Обов’язкові поля позначені *