Кому нужнее. У украинцев смогут отнимать землю в пользу крупных фермеров

Землевладельцам разрешат распоряжаться мелкими соседскими участками.

В правительстве дадут право крупным землевладельцам по своему усмотрению распоряжаться мелкими соседскими участками. Но часто соседи не могут договориться “по-хорошему”, поэтому чиновники предусмотрели механизм принудительного отъема участка в пользу того, “кому нужнее”

В канун запуска рынка земли в Украине, который в ограниченном режиме должен заработать уже с 1 июля, власти подготовили очередной сюрприз. Правительство утвердило законопроект, позволяющий крупным фермерским хозяйствам и агрохолдингам принудительно отнимать у украинцев земельные участки, взамен предлагая денежную компенсацию или участок в другом месте. Как говорится в проекте закона, делается это, чтобы облегчить жизнь крупным фермерам. Но в украинских реалиях, как говорят юристы, это спровоцирует настоящие земельные войны.

Суть вопроса

Об одобрении Кабмином законопроекта сообщил постоянный представитель правительства в Верховной Раде Василий Мокан. Теперь документ будет вынесен на голосование в зал. Это последний законодательный акт, необходимый для запуска рынка земли.

Дело в том, что в результате паевания в Украине сложилась ситуация, когда массивы земель сельхозназначения слишком измельчены и их невозможно обрабатывать крупногабаритной техникой. В результате, как говорится в пояснительной записке, те, кто хочет вести фермерский бизнес, зачастую не имеют достаточного количества земли или же она распорошена по разным территориям, что не позволяет обрабатывать паи эффективно.

Сейчас даже аренда земель оформляется весьма хаотично. Ведь с частью собственников участков удается договориться об аренде, а с частью — нет. В итоге земельные участки, которые арендуют аграрии, часто расположены мозаикой“, — объясняет “Вестям” член совета Земельного союза Украины Сергей Биленко.

К тому же, по его словам, все отношения между фермерами и землевладельцами сейчас строятся исключительно на договорных условиях. Они нигде не отображаются и не фиксируются. Получается такой себе квазиобмен правами пользования, джентльменское соглашение и не более.

Поэтому одна из идей законопроекта — создать документацию, которая позволяла бы обмениваться участками. Если сейчас эта проблема еще более-менее решаемая, то после старта рынка сельхозземель она будет еще более актуальной. Потому что так же хаотично земля будет и скупаться“, — сказал “Вестям” Биленко.

Будут земельные войны?

Но что делать с теми, кто не хочет отдавать в аренду или продавать свою землю? В правительстве нашли ответ и на этот вопрос. В Кабмине предлагают узаконить процедуру “принудительной консолидации”. Для этого документом предлагается дополнить Земельный кодекс следующими нормами: “Владелец земельного участка сельскохозяйственного назначения вправе в судебном порядке требовать обмена смежного земельного участка на другой равноценный земельный участок. Суд выносит решение об удовлетворении иска, при условии предварительного внесения истцом суммы, предназначенной для возмещения убытков, которые будут причинены ответчику обменом, на депозитный счет суда“, — говорится в тексте законопроекта.

Под действие этой нормы в случае принятия закона могут попасть те, кто владеет паем, но не обрабатывает его. То есть речь идет о так называемых заброшенных участках, в том числе государственной и коммунальной формы собственности. И если агрохолдинг или фермер обнаружит по соседству со своим паем такой участок, он может требовать от собственника продать его или обменять, в том числе через суд, если не договорятся по-хорошему.

Именно эта норма, как говорит “Вестям” старший партнер АО “Кравец и Партнеры” Ростислав Кравец, открывает колоссальные возможности для злоупотреблений, когда владельцам “заброшенных” участков будут предлагать явно заниженную сумму для выкупа или неравноценный обмен.

Плодородная земля в Украине практически вся уже находится в собственности и обрабатывается. Выкупать что-то “клаптиками”, как говорили изначально, никому будет неинтересно. Поэтому и открытие рынка земли ни к чему особенному в таких условиях не привело бы. Вот почему сегодня власти тихой сапой пытаются внести закон, который позволит через ручные суды отбирать ту землю, которая им будет интересна. Якобы предоставляя взамен другие земельные участки или компенсируя деньгами стоимость тех земельных участков, которыми люди владели. На самом деле это приведет к глобальным злоупотреблениям. И такого нет ни в одной стране мира. Во-первых, никто не знает, как будет рассчитываться стоимость для компенсации. А во-вторых, что значит равноценный обмен? Например, вы владеете земельным участком в 2 га, а рядом у соседа 200 га. Тот решит, что ваша земля ему нужнее, пойдет в суд, где, имея ресурсы, сможет договориться и отнимет ее. А вам дадут землю в 30 км от этого места. Хотя вы обрабатывали свою землю 20 лет и соблюдали все нормы по сохранению грунтов. Дело в том, что в странах со слабой правоохранительной и судебной системой такие законопроекты принимать опасно“, — сказал “Вестям” Кравец.

Еще одно важное для селян изменение — запрет на строительство домов на таких землях. “Если раньше для сельских хозяйств на сельхозземле разрешалось строить дома, чтобы там жить и обрабатывать землю, то этим законопроектом данная норма убирается. Делается все, чтобы люди не могли закреплять за собой право на землю“, — сказал “Вестям” Кравец.

Впрочем, лоббисты земельной реформы проблем в этом не видят. Например, как говорит “Вестям” экс-советник премьер-министра по экономическим вопросам и земельной реформы Алексей Мушак, принудительная консолидация существует во многих странах: “Причем она выполняет еще и антирейдерскую функцию. Потому что, имея ресурсы и выкупив нужные участки земли, можно буквально заблокировать работу конкурентам. Этот закон даст возможность этого избежать. К тому же речь не идет об отжиме земель. Очень часто, когда атакуют этот законопроект, проводят аналогии с квартирой. Мол, кто-то может вас выселить из вашей квартиры, потому что она ему больше нравится. Так сравнивать нельзя. Квартиры имеют разную стоимость, в зависимости от разных критериев. С землей же, тем более если она расположена в одном массиве, такого разброса цен нет. У нас уже действует консолидация на арендных правах. Сейчас тот, кто арендует более 75% земли определенного массива, может самостоятельно сдвигать собственников мелких участков. Понятно, что есть недоверие к государству. Но это же не означает, что ничего нельзя делать. Тем более рынок пока открывается в очень осторожной и консервативной модели. Поэтому с этим проблем не должно возникнуть“, — сказал “Вестям” Мушак.

Впрочем, окончательный вердикт должны вынести депутаты. И вероятность принятия данного проекта достаточно велика. Особенно если вспомнить состав президентской партии, львиная доля которой состоит из представителей аграрного бизнеса. Среди них — глава инвестиционного направления французской компании AgroGeneration, которая имеет один из крупнейших земельных банков в Украине, Алексей Устенко; замглавы Украинской аграрной ассоциации Марьян Заблоцкий; глава Украинского зернового союза, аграрный предприниматель из Кропивницкого Олег Тарасов; директор компании “Агро-Хаус” Павел Халимон; владелец около 20 фермерских хозяйств Николай Кириченко.

Как в Европе

Если же отбросить все коррупционные риски и взглянуть на опыт ЕС, где уже давно существует практика консолидации земель, то даже в развитых странах, например, в Нидерландах и Германии, принудительная консолидация возможна только по инициативе государства. При этом срок принудительной консолидации ограничен — 7–12 лет.

В Украине же, как говорит “Вестям” Сергей Биленко, норма о принудительной консолидации выписана очень рамочно. “В проекте закона нет четких критериев, какими нормами суд должен руководствоваться, принимая то или иное решение. Но если в большинстве случаев, после запуска рынка земли, консолидация будет происходить добровольно, то это пойдет только на пользу“, — сказал “Вестям” Биленко.

Напомним, рынок земли сельхозназначения в Украине будет запущен в несколько этапов. С 1 июля 2021 года землю смогут купить только физические лица, являющиеся гражданами Украины. Максимальный размер — 100 га на человека (в первом чтении предлагалось продавать до 10 тыс. га одному покупателю). С 1 января 2024 года наряду с физлицами землю смогут покупать также юридические лица с украинской структурой собственности, территориальные общины и государство. При этом максимальный размер покупки может составлять 10 тыс. га.

Иностранцы (физические и юридические лица) смогут приобретать землю только в случае положительного голосования на всеукраинском референдуме. Эта норма была внесена ко второму чтению закона. Когда будет проведен референдум — пока не известно, ведь еще даже не принят закон о референдуме.

ВЕСТИ

АО «Кравец и Партнеры»

Залишити коментар

Ваша e-mail адреса не оприлюднюватиметься. Обов’язкові поля позначені *