Афёры смутного времени. Как не попасть на крючок финансовому мошеннику

Экономический кризис в Украине стал благодатной почвой для роста мошеннических схем. Фокус выяснил, чем живут современные Остапы Бендеры и как не попасться в их сети

В марте 2015 года на украинских сайтах по трудоустройству появилась вакансия от компании Freedom Training System, название которой напоминало о нашумевшем проекте Global System Training американца Роберта Флетчера, обвинённого украинскими правоохранителями 6 лет назад в построении финансовой пирамиды и отправленного за решётку. По подсчётам Генпрокуратуры, тогда его детище обмануло около трёх тысяч украинцев на более чем 60 млн грн. Загадочная Freedom Training System искала секретаря-переводчика. Как выяснили претенденты на вакансию, за этой компанией, обосновавшейся в столичной гостинице «Турист», действительно стоит Роберт Флетчер. Оказалось, что он, пробыв 6 лет в украинском СИЗО, в феврале 2015 года вышел на свободу под залог в 1 млн грн. Суд над Флетчером пока так и не состоялся. А «миллионер-наставник» снова приглашает на тренинги. В 2000-х вовлечение людей в финансовую пирамиду у Флетчера было завуалировано именно под учебный процесс, на котором украинцев учили, «как стать миллионером». Но в результате, утверждают правоохранители, ученики, отдавая свои сбережения наставнику, сделали миллионером американца.

21 — уголовное производство открыто по фактам сбора средств якобы на нужды АТО

61 — заявление граждан о фактах мошеннических действий лиц и организаций приняла столичная милиция в 2014–2015 гг.

на 40% — увеличилось за прошедший год количество жалоб на действия мошенников среди пользователей сайта OLX

В кризисы у мошенников открывается второе дыхание. «Чем хуже с экономикой, тем больше финансовых пирамид. Проследить тенденцию можно, оценив их активность во время экономических кризисов. Усугубляет ситуацию уверенность граждан в том, что первые участники таких пирамид имеют реальную возможность прилично заработать. Все хотят быть в первых рядах, что автоматически создаёт ажиотаж», — говорит управляющий партнёр ЮК «Пронин, Грищенко и Партнёры» Игорь Грищенко.

Зачастую свои схемы аферисты стараются замаскировать под легальный бизнес. «Мошенники дорабатывают и усовершенствуют свои методы. Они устраняют выявленные ошибки, стремятся максимально облагородить схемы, придать им как можно более законный вид, чтобы затруднить или сделать невозможным привлечение к ответственности за мошенничество. Для этого разрабатываются документы (договоры, положения и т. п.), которые ставят будущих потерпевших в максимально невыгодные условия и минимизируют риски для основателей пирамид», — предупреждает партнёр ЮФ «КПД Консалтинг» Кирилл Казак.

Нередко финансовые пирамиды маскируются под сетевой маркетинг, на котором построен бизнес таких известных компаний, как Amway, Avon и др. «Финансовая пирамида — это неизбежный крах, а сетевой маркетинг — стабильный доход для людей с соответствующим характером. Осталось научиться отличать одно от другого», — отмечает адвокат, партнёр практики IT и медиаправа АО «Юскутум» Дмитрий Гадомский. Впрочем, сделать это не так уж и сложно — признаки финансовых пирамид ещё в 70-х годах ХХ века вывели федеральные суды США. Самый главный аспект, который они оценивали, — наличие реального ликвидного товара (косметики, БАДов, моющих средства и т. д., но не чего-либо иллюзорного). Если товар в больших количествах продавался людям, которые не принимали участия в бизнесе, а покупали его для собственного использования — всё чисто. Но если акцент сделан на привлечении в систему новых участников, а не на реализации товара — перед вами финансовая пирамида.

Афёра №1. Прокредитуем до нитки

Зарабатывают на наивных и доверчивых не только организаторы пирамид, но и так называемые лжекредиторы. По словам старшего партнёра адвокатской компании «Кравец и Партнёры» Ростислава Кравца, сейчас наблюдается оживление в сфере махинаций под видом администрирования покупок в группах. «Человеку, желающему получить кредит, предлагают заранее внести некую сумму наперёд, обещая, что кредит якобы будет выдан на протяжении недели. В дальнейшем получить кредит или вернуть уже выплаченные средства заёмщику крайне сложно», — уточняет юрист. По его мнению, мошенникам развязывает руки то, что в связи с амнистией на проверки бизнеса регуляторы самоустранились от контроля над рынком.

Впрочем, кризисной ситуацией в стране сейчас пользуются многие реальные кредитные компании, навязывая клиентам неадекватные условия займа, главное — быстро получить сверхприбыль. «В связи с сокращением банковского кредитования и обнищанием широких слоёв населения всё большую популярность приобретают сервисы микрокредитования. Но из-за финансовой неграмотности многие граждане попадают в крайне неприятную ситуацию, выплачивая по таким кредитам десятки процентов в месяц или сотни процентов в год», — рассказывает юрист, партнёр адвокатской фирмы GORO legal Дмитрий Овсий. Такие ссуды часто выдают в интернете, где после регистрации пользователь получает заём на свою карту. Как правило, условия размещённого на сайте договора граждане принимают не глядя.

Афёра №2. Продавцы воздуха

«Я стала жертвой мошенничества в интернет-магазине «ЕвроШоп» (euro-shops.etov.ua)», — сообщает гражданка, назвавшаяся Анжеликой, на сайте Управления по борьбе с киберпреступностью МВД Украины. 7 апреля 2015 года она сформировала в указанном интернет-магазине заказ на большую сумму. После этого ей перезвонила особа, представившаяся менеджером, подтвердила заказ и выслала номер карты для оплаты. На следующий день менеджер подтвердила получение денег и пообещала до вечера сообщить номер накладной для получения посылки. Но на этом история взаимоотношений с мошенниками закончилась — товар так никто и не выслал. 9 апреля интернет-магазин, просуществовавший чуть более недели, был удалён. Судя по обсуждениям в интернете, Анжелика далеко не единственная жертва фейкового магазина. Купившись на привлекательные цены на уровне крупнооптовых, другие покупатели также успели перечислить аферистам от нескольких сотен до 10 тыс. грн.

Чтобы нажиться на доверчивых гражданах, великим комбинаторам совсем не обязательно открывать интернет-магазин — достаточно всего лишь дать объявление в интернете. По информации пресс-службы онлайн-сервиса бесплатных объявлений OLX, за последний год количество жалоб пользователей ресурса на мошенников, таких же пользователей OLX, увеличилось на 40%. Распространение получают давно забытые схемы, одна из которых — мошенничество при обмене. В ней участвуют обычный пользователь и аферист, живущие в разных городах. Аферист уговаривает свою жертву первой сообщить номер накладной, подтверждающей отправку товара. Получив его, свой товар он, естественно, не отправляет.

Если ваши родственники регулярно попадают под влияние мошенников – держите их документы под контролем

Также мошенники могут использовать схемы-треугольники, позволяющие бесплатно получать приглянувшиеся вещи, которые продают по объявлениям. Например, аферисту на сайте объявлений приглянулся ноутбук. Связывается с продавцом. Берёт у него реквизиты для перечисления денег за товар, но просит немного подождать с оплатой. Дальше махинатор размещает псевдообъявление о продаже чего-либо по очень привлекательной цене. Клюнувшей на уловку жертве аферист сообщает номер карты продавца ноутбука. Покупатель «чего-либо» перечисляет деньги владельцу гаджета. Тот отдаёт оплаченный ноутбук аферисту. Таким образом, потерпевший оплачивает покупку мошенника и остаётся с пустыми руками, а ничего не подозревающий продавец реального товара оказывается втянутым в мошенническую схему.

Чтобы избежать подобных неприятных ситуаций, директор департамента аналитики компании «Простобанк Консалтинг» Владимир Паюк рекомендует оформлять заказы в проверенных интернет-магазинах, а покупая по объявлению у физлица, настаивать на оплате накладным платежом при получении товара. В ПриватБанке готовы предложить техническое решение данной проблемы. Как выяснил Фокус, в мае 2015 года это финучреждение запускает новую систему защищённых платежей для интернет-покупок, в том числе и у частных лиц. С её помощью продавцам будут открывать доступ к перечисленным деньгам только после получения товара покупателем.

Афёра №3. Вор в шкуре покупателя

Елена из Киева ждала поступления на карточку обещанной оплаты за костюм, который она продавала по объявлению в интернете. «Со мной связался как бы сотрудник ПриватБанка и сказал, что с моей карточкой возникли проблемы, для решения которых я должна назвать сумму на карточке, кредитный лимит, трёхзначный код на обратной стороне и т. п.», — рассказывает она об опыте общения с мошенником. Перезвонив в банк, женщина убедилась, что на самом деле из финучреждения ей никто не звонил, и на всякий случай заблокировала свою карту. Таким образом ей удалось избежать кражи средств. Ведь выведав информацию о карте, мошенники могли использовать эти данные либо для проведения расчётов в интернете, либо для изготовления дубликата карты для снятия наличных через банкомат.

Защититься от недобросовестных покупателей несложно. «Для перевода денег на карту независимо от банка-эмитента нужно знать только её номер, — напоминают в ПриватБанке. — Поэтому если под предлогом зачисления денег за товар покупатель просит назвать какую-либо другую информацию, это однозначно мошенник. Банку не нужны данные клиента, он их и так знает». Кроме этого, прежде чем пересылать товар покупателю, стоит убедиться в подлинности SMS о пополнении счёта или скана чека о перечислении средств — чтобы заполучить товар без оплаты, мошенники могут их фальсифицировать.

Афёра №4. Карточные шулеры

«Для оплаты операции и лечения мужа и отца, тяжело раненного в зоне АТО, одна украинская семья собирала деньги на карточный счёт, открытый в одном из ведущих банков. Однако более 100 тыс. грн, аккумулированные на этом счету, были попросту украдены, — рассказал Фокусу пример из практики адвокат, управляющий партнёр ЮФ «Можаев и Партнёры» Михаил Можаев. — Банк провёл внутреннее расследование инцидента, но в результате деньги так и не вернул, сославшись на то, что платёж якобы был акцептирован владельцем счёта. Теперь делом занимается милиция».

Как следует из примера, потерять деньги на карточном счету могут не только жертвы фейковых покупателей. «Реквизиты карты мошенники могут украсть из компьютерной системы торговой точки в интернете, не имеющей необходимых средств для предотвращения несанкционированного доступа, или получить, взломав базу данных. Также можно пострадать от фиктивных интернет-торговцев, которые создают веб-страницы для сбора информации о держателях банковских карт», — объясняет адвокат ЮФ «Ильяшев и Партнёры» Александр Выговский.

По данным банков, самым распространённым способом мошенничества является перевыпуск телефонной сим-карты клиента. С её помощью аферисты могут взять под контроль привязанную к номеру телефона банковскую карту. Также всё ещё встречаются прецеденты считывания данных карты через установленные мошенниками накладки на банкомат или торговый терминал.

moshenniki_ua_2015

Во избежание кражи денег с карты Михаил Можаев рекомендует тщательно подходить к выбору продавца в интернете. Ведь сегодня, по словам собеседника Фокуса, существуют механизмы снятия информации даже, казалось бы, с надёжных сайтов. Александр Выговский из «Ильяшев и Партнёры» рекомендует регулярно проверять выписки по банковскому счёту и остаток по карте и в случае малейшего несоответствия незамедлительно обращаться в банк за разъяснениями. Упростить жизнь держателю карты поможет SMS-банкинг, который позволяет получать сообщения о всех транзакциях.

От мошенников иногда страдают и сами банки. Юрист компании LCF Владимир Лавринович рассказал Фокусу о довольно экзотической схеме с участием нерезидентов, которые используют невнимательность банковских сотрудников или же входят с ними в преступный сговор. Пользуясь тем, что имена в некоторых странах состоят из 5–6 слов, которые должны следовать в определённом порядке, аферисты создают путаницу в документах — допускают неточности между национальным паспортом (с переводом) с данными удостоверения на проживание в Украине. Разместив депозит, нерезидент-вкладчик выдаёт доверенность на его получение на другого нерезидента, предоставив нотариусу паспортные данные, отличные от тех, которые были предъяв­лены банку. То есть формально за документом стоит совсем другое лицо. После того как депозит забирают из банка, якобы ничего не подозревающий вкладчик приходит за своими деньгами. В дальнейшем мошенник обращается в суд и доказывает, что он не выдавал никакой доверенности, и нередки случаи, когда суд соглашается с доводами истца.

Афёра №5. Мобильные воришки

Киевлянка Наталия Зеленко очень удивилась, когда ей позвонили с неизвестного номера, прокричали «Мама, я в милиции!» и бросили трубку. Женщина не на шутку испугалась — у неё есть сын-подросток, а идентифицировать голос было затруднительно из-за сильного треска в трубке. Перезвонив сыну и убедившись, что с ним всё в порядке, Наталия заподозрила, что ей звонили аферисты. Таким образом они добивались, чтобы жертва перезвонила на платный номер или согласилась пополнить его якобы для связи с сыном. Это только один из многочисленных способов мошенничества с использованием мобильного телефона.

Как правило, инструментом телефонных аферистов становятся рассылки SMS. К примеру, чтобы вынудить потенциальную жертву позвонить на номер, после чего у неё со счёта спишется значительная сумма, мошенники отправляют SMS с просьбой сдать кровь для больного ребёнка или участника АТО. Особую популярность приобретают сообщения о крупном выигрыше. Если, обрадовавшись неожиданной удаче, жертва аферистов выйдет на связь, ей предложат для получения приза перечислить организаторам некую сумму. Нетрудно догадаться, что, получив деньги, мошенники испарятся вместе с обещанным выигрышем.

Мария Бабенко, ФОКУС

Адвокатская компания Кравец и Партнеры

Залишити коментар

Ваша e-mail адреса не оприлюднюватиметься. Обов’язкові поля позначені *