Украинских водителей вынуждают самих доплачивать за аварии

Суммы ущерба после ДТП не укладываются в 50 тыс. грн., предусмотренные полисами автогражданки.

С начала года средняя сумма выплат по автогражданке (она же ОСАГО) возросла у украинских страховщиков в среднем на 15-20%, сообщили «Вестям» участники рынка.

Примерно настолько же, а кое-где и значительнее — до 40%, увеличилось количество случаев, когда предельная сумма страхового лимита (50 тыс. грн), отводимая действующим законодательством для автогражданки, не покрывала реальную стоимость необходимого стоимость ремонта машин после ДТП.

«Могу сказать по нашей компании: за три квартала 2013 г. количество случаев, при которых размер материального ущерба превышал страховую сумму, составило 83, а за аналогичный период 2014 г. — уже 117. Прирост в 40,9%», — рассказал «Вестям» советник председателя правления СК «УСГ» Валерий Захаров.

Страховщики объясняют тенденцию увеличением в этом году средней суммы выплаты. И не потому, что машины стали сильнее биться, получая более серьезные повреждения в авариях, а подорожанием запчастей. Ценники на них выросли из-за повышения курса доллара и евро, которыми наши СТО платят за бамперы, двигатели, стекла и прочее. В структуре затрат на ремонт автомобиля стоимость работы составляет около 20%, остальное — именно запчасти.

«Основная причина роста расходов — курсовая разница. Остальные факторы не так сильно влияют на общую сумму, — заверил «Вести» начальник отдела урегулирования убытков СК «Ритейл Страхование» Игорь Гребельник. — Станции готовы работать и подешевле, но материалы и запчасти — все от иностранных производителей, поэтому их стоимость в гривне существенно выросла и продолжает увеличиваться. Официальные СТО при этом, правда, еще несколько подняли стоимость нормочаса — еще в апреле-мае. Но с тех пор цены не повышали, поскольку работы у них сейчас и так немного».

Будет еще больше

Это только начало. Как отметил в разговоре с «Вестями» ведущий специалист отдела рассмотрения страховых дел АСК «ИНГО Украина» Андрей Нечас, рост средней выплаты ожидается и в более долгосрочном периоде. «Мы прогнозируем увеличение средней выплаты на 10-15% к началу следующего года», — сказал он нам.

При этом страховщики считают, что повышать тарифы по автогражданке не нужно — компании собирают достаточно денег, чтобы их хватало на выплаты пострадавшим. «Все члены Моторного (транспортного) страхового бюро смогут нормально работать, если будут выполнять законодательные требования и решения Нацкомфинуслуг. В частности не будут демпинговать и уменьшат комиссионные вознаграждения до положенных 20%», — считает Валерий Захаров.

По словам начальника управления андеррайтинга АСК «ИНГО Украина» Ольга Погорелой, поскольку рынок работает на коэффициентах средних и ниже среднего, то запас для повышения цен существует. «Но чтобы стимулировать рынок и поднять цены, необходимо сначала увеличить лимит ответственности (страховую сумму) за повреждение имущества, который не пересматривался с 2011 года», — говорит она.

Но поскольку увеличение лимита — компетенция Верховной Рады, и быстро поднять его не выйдет, то до этого момента страховщики рекомендуют водителям добровольно достраховать ответственность. «Основной совет – покупать полис ДГО (добровольного страхования гражданской ответственности). Минимально нужно увеличивать страховую сумму хотя бы на 50 000 грн, но лучше на 100 000 грн. Это будет стоить дополнительные 100-150 грн к цене полиса автогражданки (в Киеве он сейчас в среднем обходится в 1,2-1,5 тыс. грн. — Авт.). Но для полноценной защиты своего кошелька хватит с головой», — уверяет Игорь Гребельник.

В противном случае виновнику аварии придется выплатить недостающую сумму (свыше 50 тыс. грн.) из своего собственного кармана. После того, как СК выплатит свою часть, пострадавший (если он не является виновником ДТП) может подать на него в суд и потребовать возместить недостающие средства. Суд обычно принимает решение в пользу потерпевшего, а взысканием занимается Государственная исполнительная служба, которая имеет право наложить арест на имущество ответчика. «В первую очередь это депозиты в банках, — уточнил «Вестям» старший партнер адвокатской компании «Кравец и Партнеры» Ростислав Кравец. — А если окажется, что виновник аварии «голый и босой», то у него будут автоматически списывать до 20% от зарплаты». Правда, в последнем случае, учитывая размеры «белых» зарплат, полного расчета придется ждать несколько лет при хороших раскладах.

Ольга Галицкая, Вести

Адвокатская компания Кравец и Партнеры

Залишити коментар

Ваша e-mail адреса не оприлюднюватиметься. Обов’язкові поля позначені *