Наша страна вполне могла обойтись без очередных траншей МВФ. Вместо этого над Украиной нависло море непопулярных и сомнительных решений по части тарифов и налоговых проверок.
Ради получения очередного транша в размере $ 700 млн от МВФ Украина подписалась на выполнение новых условий и реформ, хотя без этих денег наша страна вполне могла бы обойтись.
Отметим, что программу финансирования продлили до середины 2022 года.
Форс-мажор съест кредит за 2 недели
Вместе с тем, говорят эксперты, несмотря на экономический кризис, в целом дела в Украине идут неплохо.
“Нацбанк с начала года выкупил $ 3 млрд. А тут идет речь идет всего о $ 700 млн. Ныне все высокие государственные чиновники говорят о том, что идет полным ходом перевыполнение доходной части бюджета”, – заметил в беседе с UBR.ua руководитель Украинского аналитического центра Александр Охрименко.
В то же время, говорит директор компании Crane IP Иван Никитченко, без кредита хоть и можно было бы обойтись, но “глупо было бы отказываться”.
К тому же, добавляет он, несмотря на хорошее макрофинансовое положение страны, гривна начала существенно дешеветь, ВВП растет очень медленно, также имеются большие проблемы в борьбе с Covid-19.
“$ 700 млн – это средства, которые можно израсходовать в случае форс-мажоров, которые могут быть в стране, всего лишь за две недели”, – заметил в разговоре с UBR.ua Никитченко.
Отметим, что часть средств по программе МВФ как раз предполагалось направить на борьбу с коронавирусной инфекцией.
В обновленном меморандуме, подписанном между Украиной и МВФ в июне 2020 года, предполагалось, что сумма кредита будет разбита на пять траншей – теперь же речь идет о четырех, из которых два уже утверждены, а два – еще нет.
“Чтобы получить следующие транши, нужно выполнить некоторые обязательства. В первую очередь, речь о требованиях по антикоррупционной политике, относительно полномочий НАБУ, и нерешенных вопросов по уголовному преследованию за недекларирование доходов”, – заметил нам руководитель аналитического департамента ИК Concorde Capital Александр Паращий.
Последний аспект стал камнем преткновения в этом важном вопросе. Однако, по прогнозам J.P. Morgan, Украина уже в IV квартале текущего года может получить от МВФ $ 1,4 млрд.
Тем не менее, как считает Александр Охрименко, этого точно не произойдет.
БЭБ унаследует коррупцию от налоговой полиции
Одним из условий получения денег от МВФ было создание новой структуры, которая бы выполняла функции налоговой полиции – Бюро экономической безопасности (БЭБ). Как твердят власти, такая институция заработает к концу декабря 2021 года. Это подтверждается и меморандумом с фондом.
Эксперты отмечают, что запустить новое ведомство к концу года вполне возможно, однако это не является особо строгим требованием кредиторов.
“БЭБ будет создан в срок, но не это главное. Дело в том, что он ничем не будет отличаться от налоговой полиции в смысле коррупционных проявлений. Знаю точно, что 80% сотрудников для БЭБ было набрано из старого состава бывшей налоговой полиции”, – говорит Охрименко.
С другой стороны, есть и более оптимистичные ожидания насчет нового ведомства. Иван Никитченко утверждает, что закон о БЭБ прописан “в стиле европейских прав”.
“Эта структура уже не имеет права заниматься т.н. “маски-шоу”, а просто должна отслеживать все вопросы, связанные с уклонением от уплаты налогов. Вообще БЭБ должна заниматься аналитикой – стать мощным аналитическим, а не силовым центром”, – добавляет он.
Примечательно, что еще на прошлой неделе глава Бюро Вадим Мельник заявлял, что БЭБ заработает на 40% только в феврале 2022-го. Но уже в четверг, на следующий день после обнародования условий меморандума, чиновник отчитался, что Кабмин дал официальный старт работе его ведомства.
Новый глава НБУ
Необходимым условием для закрытия обязательств перед МВФ было принятие закона об усилении независимости Национального банка. Этот законопроект на днях был принят.
Однако управляющий партнер АК “Кравец и партнеры” Ростислав Кравец, который в т.ч. специализируется на банковских делах, считает, что этот документ ничего не изменит.
“Нацбанк в ручном режиме управлялся и управляется Офисом президента. Думаю, что с принятием этого закона его главу сменят – это место займет человек (подобно руководителю НАБУ), который будет фактически подвластным иностранцам, а не гражданам Украины”, – отмечает юрист.
В свою очередь Иван Никитченко уверен, что политическое влияние на НБУ и до принятия этого закона было минимальным, и, скорее всего, сейчас в этом смысле ничего не изменится, а лишь формально закрепит курс на независимость регулятора.
Рост тарифов
В рамках полученного второго транша МВФ Украина также взяла на себя обязательство погасить задолженность перед производителями электроэнергии из возобновляемых источников (ВИЭ) и обеспечить 100%-ные расчеты перед ВИЭ-генерацией с 2022 года.
Сопредседатель Фона энергетических стратегий Дмитрий Марунич считает, что денег в госбюджете для этого попросту нет.
“Я вижу только один выход из сложившейся ситуации – резко повысить тарифы на электроэнергию для населения. Они должны быть увеличены в 2-2,5 раза. Такие тарифы, как говорят, должны быть биржевыми”, – отметил нам эксперт.
Правда, он тут же добавляет, что можно было бы и снизить “зеленый” тариф на электроэнергию, но власти на это вряд ли пойдут.
В тоже время Иван Никитченко уверен, что эти долги должны быть погашены, и власти найдут средства, ведь они не захотят портить имидж перед МВФ.
Относительно повышения тарифов на жилищно-коммунальные услуги, эксперты отмечают, что и в этот раз, и в предыдущие, МВФ не требует такого делать.
“Он лишь еще раз констатирует, что тарифы должны быть биржевыми, но эта возня уже длится много лет. И фактически власти управляют этой ситуацией в ручном режиме”, – отмечает Марунич.
Одновременно с этим фонд все же пристально следит за вопросами тарифной политики, отмечают эксперты. И поскольку украинские власти в предыдущий раз не пошли на их пересмотр, то, считает Александр Паращий, придется поднять “коммуналку” уже в 2022 году.
Ликвидация Нафтогаза
Еще в рамках меморандума с МВФ наша страна обязалась сформировать набсоветы “Нафтогаза”, “Укрэнерго” и “Энергоатома” в фиксированные сроки – до конца мая 2022 года.
“Этого требует время уже давно. У нас в этом вопросе происходит то прогресс, то откат. А так быть не должно. Думаю, что все будет сделано в установленные сроки”, – отмечает Иван Никитченко.
По мнению Дмитрия Марунича, в полном объеме, в котором работали наблюдательные советы этих структур, они не нужны. Ведь их деятельность была направлена “не на интересы государства, а самих советов”.
“Там сидят типичные лоббисты своих узких интересов. Вообще я считаю, что “Нафтогаз” – структура лишняя, и она должна быть ликвидирована”, – добавил сопредседатель Фона энергетических стратегий.
Другие же эксперты не столь категоричны в отношении ненужности НАКа, и утверждают, что, если будет ликвидирована эта институция, то его нынешние немаловажные функции перейдут к министерским структурам.
“В этом случае мы потеряем независимое корпоративное управление, о котором так много говорим, и все будет происходить в ручном режиме”, – подытожил нам Никитченко.