Клиенты государственного Приватбанка стали чаще жаловаться на блокировки счетов в одностороннем порядке, с дальнейшим их закрытием. Люди оставляют свои жалобы на профильных форумах и обращаются в СМИ.
Например, Сергей сообщил в воскресенье, 5 декабря, что Приватбанк без предупреждения заблокировал счета и отказал в дальнейшем обслуживании без предупреждения.
Причем человек имел в Привате счета не только как физлицо, но еще и как физлицо-предприниматель, обслуживался более 10 лет.
В тот же день Приватбанк заблокировал счет киевлянке Оксане, которая сообщила о происшествии “Стране”.
“В субботу вечером пыталась сделать покупку в интернете, но проплата с приватовской карты не пошла. Я махнула на это рукой. А утром в воскресенье пришло сообщение в Приват24 о том, что мой счет заблокировали, и от меня хотят получить информацию о происхождении средств. Говорила с контакт-центром и там потребовали справку – откуда у меня деньги. Если я официально безработная, то обещали принять объяснительную о том, что получаю благотворительную помощь от кого-то. Иначе закроют счет. Решила не заморачиваться, если не подхожу банку как клиент. Пускай закрывают счет. В Украине предостаточно других банков”, – рассказала “Стране” Оксана.
Эксперты говорят, что блокировка/закрытие счетов физлиц – не единичные случаи, а распространенное явление в Приватбанке. Если раньше госбанк задавал клиентам о происхождении средств в основном после крупных транзакций – по 100-200 тыс. грн, то теперь начинает блокировать счета и при проводках поменьше – до 50 тыс. грн. Не всем подряд, конечно, но количество блокировок становится все больше.
Обычно все происходит в четыре этапа:
- человеку без предупреждения блокируют счета, и он не может рассчитаться/перевести деньги;
- банк требует документы, объясняющие происхождение средств клиента;
- если банк не получает затребованные документы, он в одностороннем порядке закрывает счет;
- деньги с закрываемого в Приватбанке счета либо перечисляют на счет в другом банке, либо выдают наличными через кассу.
Кстати, Приват далеко не всегда восстанавливает работу счета даже после получения документов.
“Нередко Приватбанк закрывает людям счета даже после предоставления справок или других документов о происхождении денег. Это не всегда помогает, клиентов обманывают. Даже после подачи нужной информации, Приватбанк закрывает счет в одностороннем порядке. К сожалению, еще в 2015 году Нацбанк при председателе Валерии Гонтаревой добился изменений на этот счет в законе о защите прав потребителей, и теперь банки этим пользуются. Раньше банки не имели права отказывать людям в обслуживании в одностороннем порядке, а теперь они, увы, могут это делать”, – прокомментировал “Стране” ситуацию старший партнер адвокатской компании “Кравец и партнеры” Ростислав Кравец.
Чаще всего при блокировках счетов банки ссылаются на правила финансового мониторинга, и на то, что люди не предоставляют информацию о происхождении своих средств. Подозрительным могут назвать что угодно: от крупных платежей до подозрительных денежных проводов. Причем к подозрительным могут отнести все, что банк посчитает аномалией. Например, когда денежных проводов очень много или когда их совершают безработные или студенты с небольшими официальными доходами.
Упрощать требования финансисты не обещают
“Не собираемся упрощать финансовый мониторинг, это законодательные требования, и будем их дальше выполнять. Если законодательство и нормативная база будут меняться, то будем идти вслед за этими изменениями”, – подчеркнул в разговоре со “Страной” пресс-секретарь Приватбанка Олег Серга.
В то же е время юристы настоятельно советуют людям при принудительном закрытии счетов не допускать перевода средств в другие банки. Нужно требовать наличные.
“Рекомендую всем своим клиентам требовать выдать им наличными деньги со счета при закрытии. Даже, когда банк будет просить номер счета в другом банке – не стоит на это соглашаться. Нужно требовать выдачу через кассу. Ведь, когда тот же Приватбанк переводит средства в другой банк, он, по моему мнению, сообщает тому банку о принудительном закрытии счета человека. Это как черная метка, которая может создать проблемы в другом банке. Там тоже начнут проверку о происхождении денег, и история пойдет по кругу”, – объяснил Ростислав Кравец.
Люди не первый раз жалуются на жесткие требования Приватбанка и на закрытие счетов. Финансовых данных о том, к чему это приводило в декабре, пока, конечно, нет. Однако уже опубликован отчет Нацбанка за октябрь. Из него видно, что в октябре физлица-вкладчики Приватбанка сняли своих счетов 3,1 млрд грн, и на 1 ноября депозитный портфель банка сократился до 245,7 млрд грн.
“Полагаю, это связанно с определенной сезонностью и перетоком средств населения. А также с тем, что наш банк в отличии от коллег не повышал ставки по депозитам”, – дал свое объяснение Олег Серга.
Однако, по информации НБУ, общие вложения населения на счетах в 70 украинских банках (кроме Ощадбанка) выросли в октябре на 1,8 млрд грн, и достигли 629,4 млрд грн.
При этом Приватбанк занял первое место по оттоку средств населения.
Тройка банков с самыми большими оттоками выглядит так:
1. Приватбанк – минус 3,1 млрд грн;
2. Укрэксимбанк – минус 404,8 млн грн;
3. ОТП Банк – минус 137,6 млн грн.
Правда, даже после этого государственный Приват остается крупнейшим банком по числу вкладчиков и вложениям на счетах.
Из отчета Нацбанка на 1 ноября 2021 года вырисовывается такой топ-10 (по числу вкладчиков):
1. Приватбанк – 23,1 млн вкладчиков с 245,7 млрд грн;
2. Универсалбанк (Монобанк) – 4,4 млн вкладчиков с 31,8 млрд грн;
3. Райффайзен Банк Аваль – 2,7 млн вкладчиков с 43,9 млрд грн;
4. Альфа-Банк – 2,5 млн вкладчиков с 47,8 млрд грн;
5. ПУМБ – 2,4 млн вкладчиков с 32,9 млрд грн;
6. Укргазбанк – 2,36 млн вкладчиков с 28,2 млрд грн;
7. УкрСиббанк – 2,33 млн вкладчиков с 33,5 млрд грн;
8. А-Банк – 2,1 млн вкладчиков с 8,8 млрд грн;
9. ОТП Банк – 1,3 млн вкладчиков с 22,3 млрд грн;
10. Банк Пивденный – 710,6 тыс. вкладчиков с 13,1 млрд грн.