Магазинам рекомендовали опустить ценники до уровня, существовавшего перед «продуктовой паникой».
Антимонопольный комитет рекомендовал 13 торговым сетям снизить цены до уровня, который был до так называемой продуктовой паники, то есть до 21–28 февраля. В частности, цены на пшеничную муку, сахар, гречку, подсолнечное масло, макароны, овсянку и соль. Под удар попали такие торговые сети, как «ПАККО-холдинг», «Фоззи-Фуд» (магазины «Сильпо» и «Фора»), «Фуршет Центр», «Фудмаркет» («Велика Кишеня»), «Билла Украина», ЭКО («Эко-маркет»), «АТБ-маркет», «Метро Кеш энд Керри Украина», «Ашан Украина Гипермаркет», «Омега» (магазины Varus), «Таврия Плюс», «Таврия В» и «Барвинок». Как заявила пресс-служба АМКУ, из-за того что рост цен в магазинах этих сетей был стремительным и одновременным, комитет уже начал исследование деятельности супермаркетов Киева, Львова, Днепропетровска, Одессы и Харькова. По их данным, закупочная цена на гречку выросла на 16%, а цена в розничной продаже — на 39%, мука в закупке подорожала на 58%, в продаже — на 70%, закупочная цена соли не изменилась, а в магазинах она подорожала на 13%. «То есть средняя маржа между закупочной и розничной ценой на отдельные товары в период повышенного спроса выросла более чем на 50%», — резюмировали в АМКУ. При этом в торговых сетях цены снижать не думают. «Мы не устанавливаем цены сами. Единственное, на что мы влияем, — это на торговую наценку, но и эта наценка на социально значимые товары регулируется государством и не может превышать 10–15% в зависимости от товара. Мы эту норму выполняем, а на цены поставщиков мы влиять не можем», — сказала нам пресс-секретарь корпорации АТБ Анна Личман.
Глава набсовета ЗАО «Фуршет» Игорь Баленко говорит, что в «Фуршете» уже снизили цены, но не до предпанического уровня. «С тех пор, как поставщики опустили цены, мы тоже их снизили, и допустимый законом размер наценки у нас соблюдается. Но проблема в том, что поставщики даже той же муки тоже зависят от курса доллара, потому что в себестоимость закладывается цена бензина, валютные кредиты на оборудование, поэтому их цены тоже не опустились до предпанических», — объяснил Баленко. Не собираются снижать цены и в «Метро». «Мы придерживаемся закона по поводу наценки на социально значимые товары, и мы не получали никаких рекомендаций от АМКУ», — говорят в отделе корпоративных коммуникаций «Метро».
Цены не упадут
Эксперты уверены: цены в супермаркетах действительно завышены, но таким образом и производители, и розничные сети пытаются себя обезопасить. «Пока доллар не будет стабильным в течение хотя бы двух месяцев, торговые сети будут ставить максимально высокие цены — на случай очередного скачка», — сказал нам специалист-аналитик консалтингововой компании «ПроАгро» Ярослав Левицкий.
«АМКУ ничего не докажет»
Адвокат Ростислав Кравец уверен, что розничным сетям за игнорирование рекомендаций АМКУ ничего не будет. «По закону, АМКУ может провести проверку обоснованности цен в супермаркетах. На основе этой проверки они выпустят акт, в котором должны быть доказательства того, что цены завышены, либо того, что между сетями существует сговор об определенном уровне цен. Но и первое, и второе доказать сложно, а розничные сети могут оспорить этот акт в суде и, скорее всего, как показывает практика, они выиграют дело. Такие прецеденты уже были несколько лет назад», — сказал нам Кравец. По его словам, если все же АМКУ докажет, что цены завышены, розничные сети должны будут заплатить штраф — 10% от прибыли.
Тамара Балаева, Денис Вергун, ВЕСТИ