Запуганные судьи и беспомощные украинцы. Итоги судебной реформы

В субботу, 15 декабря, украинские судьи отмечают профессиональный праздник – День работников суда. Издание Украина.ру выяснило, как изменилась жизнь судей из-за продолжающейся и, похоже, бесконечной реформы.

В июне 2018 года заместитель главы Администрации президента Украины, координатор Совета по вопросам судебной реформы Алексей Филатов заявил, что судебная реформа на Украине будет завершена не позднее начала 2019 года.

Власть торопится перед президентскими и парламентскими выборами (если они состоятся) расставить на ключевых судейских должностях «правильных» людей. В то же время первые неутешительные результаты реформы уже налицо.

Не все слышали и нашли виноватого

Фактически с 1 октября 2016 года в Украине стартовала судебная реформа: изменения в Конституцию депутаты приняли еще в июне. Отныне создавать и ликвидировать судебные учреждения вместо президента будет парламент.

Высшие специализированные суды закрыли, оставили Верховный суд Украины (ВСУ) с новым составом судей. Высший совет юстиции (ВСЮ) заменит Высший совет правосудия: именно он будет давать согласие на задержание, арест и увольнение служителей Фемиды, которым подняли зарплаты, при этом с них частично сняли неприкосновенность — они будут отвечать за криминальные преступления, такие как взятка.

Но только три четверти украинцев (73,3%) знают о том, что на Украине в течение последних лет проходит судебная реформа, а 26,7% и не слышали об этом, говорится в итогах опроса Киевского международного института социологии (КМИС), проведенном в сентябре 2018 года.

Среди респондентов 11,1% считают судебную реформу полностью или частично успешной. В то же время 67,7% считают ее полностью или частично проваленной. На вопрос: «А кто конкретно, по вашему мнению, несет больше всего ответственности за неуспешную реализацию судебной реформы?» 51,8% выбрали вариант «президент Украины Петр Порошенко».

Украинцы не понимают, зачем нужна была судебная реформа, поскольку рассмотрение дел затягивается на годы, стоимость юридических услуг возросла, из-за закрытия районных судов обратиться за правосудием стало проблематично даже для решения элементарных вопросов.

С ног на голову

Уровень доверия общества к судебной власти в результате судебной реформы вырос в три раза. Об этом свидетельствуют данные другого национального опроса граждан, который провела в сентябре—октябре 2018 года Программа реформирования сектора юстиции «Новое правосудие» при поддержке USAID.

По данным исследования, уровень доверия к судебной власти в последние годы показывает медленный, но поступательный рост — от 5% в 2015 году до 16% по состоянию на октябрь 2018 года. Для примера, 16% украинцев также доверяют министерствам и ведомствам, 19% — антикоррупционным органам и прокуратуре, 23% — правоохранительным органам, 31% — СМИ и 45% украинцев — Вооруженным силам Украины.

16% украинцев считают себя полностью или в основном осведомленными о ходе судебной реформы, но при этом все из опрошенных признались, что никогда не участвовали в судебных процессах.

К счастью, эти украинцы, которые выразили «одобрямс», не сталкиваются с судебной системой и не могут судить о том, что происходит в судах. А за это время много поменяли.

В результате судебной реформы, которая стартовала после принятия в июне 2016 года Закона «О судоустройстве и статусе судей», был создан новый Верховный Суд. Со дня начала работы Верховного Суда прекратили свою деятельность Верховный Суд Украины, Высший специализированный суд Украины по рассмотрению гражданских и уголовных дел, Высший хозяйственный суд Украины и Высший административный суд Украины.

Были созданы два высших специализированных суда — Высший суд по вопросам интеллектуальной собственности и Высший антикоррупционный суд. Суды общей юрисдикции заменены окружными общими судами с привязкой к административно-территориальному делению Украины на округа. Также ликвидированы областные апелляционные суды и созданы апелляционные суды в округах.

В то же время юристы не могут найти ничего хорошего, чего добилось правительство в ходе так называемой реформы, так как стало еще хуже.

«Плюсов у реформы нет»

Как отметил в комментарии сайту Украина.ру старший партнер адвокатской компании «Кравец и партнеры» Ростислав Кравец, судебная реформа полностью провалена. Плюсы найти невозможно, а вот минусов — очень много.

«Начиная от искусственного ограничения доступа к правосудию, от поднятия в несколько раз судебных сборов и до введения монополии. Порядка 700 тысяч граждан Украины не имеют доступа к судам, потому что в их районных судах не осталось ни одного судьи», — рассказывает Кравец.

В день судьям в некоторых городах, в том числе в столице, приходиться рассматривать по 20-30 дел в день. При таком темпе разобраться в сути и по сути — невозможно, подчеркивает юрист.

«Более того, существующий ныне отбор судей, оценивание проходит поверхностно. По знанию законов — всего 9%, все остальное это добросовестность, что дает повод комиссии под любым предлогом указать судье на двери», — отмечает Ростислав Кравец.

Судьи должны подчиняться закону, формировать их состав должен Высший совет правосудия, но они находятся под влиянием администрации президента и говорить об их полной независимости не приходится. Судьи получают зарплату до 300 тысяч гривен (731 тысяча рублей), а с отпускными у некоторых доходило до 900 тысяч гривен (2195 тысяч рублей). Это недопустимо, притом что судьи, которые ежедневно рассматривают по десятку дел, получают всего 15-20 тысяч гривен (36,5—48,7 тысяч рублей).

«Более того, коррупция в судах, под эгидой которой была затеяна эта судебная реформа, не была настолько страшна, как ею пугали. Но помогла добить независимость судей и подчинить их руководству страны. Суды перекроили и убрали инакомыслящих из судов», — говорит Кравец.

Но при этом Украина создает еще и антикоррупционный суд, аналога которого нет нигде в мире и который не стране нужен.

Защита прав стала недоступна для украинцев

Как считает юрист Антон Касьянов, вся суть судебной реформы сводилась к тому, чтобы «перетрясти» всех судей: неугодных убрать, а лояльных к власти повысить. Так и сделали, притом, что сняли судебную мантию не самые плохие судьи, но выносившие решения по делам активистов Майдана.

По сути, революционная власть одних судей убрала, других запугала или подкупила.

«Вы посмотрите на процесс над Януковичем. Судье Владиславу Девятко за обвинительный приговор экс-президенту страны обещают должность главы Апелляционного суда Киева. Притом что изначально ему готовили место председателя в Подольском окружном суде Киева, который будет в рамках судебной реформы создан из Подольского и Оболонского районных судов. И сомнений нет в том, что он вынесет приговор, который уже готов на Банковой», — подчеркивает в разговоре с изданием Украина.ру Касьянов.

Кроме этого, ликвидация судов дает прекрасную возможность вручную переводить судей, тем самым подобрав себе наиболее желательный состав до президентских и парламентских выборов 2019 г. Ведь за перевод судей в новые суды будет отвечать хорошо знакомая Высшая квалификационная комиссия судей, которая, по слухам, успешно торгует местами в судах.

Почти 80% состава «нового» суда — это «старые» судьи.

«Защита прав в суде стала невозможной для большинства социума. Самая банальная причина — это дороговизна тяжбы. Начиная со встречи с «монополистом»-адвокатом, который, кстати, зарабатывает на хлебушек себе и чиновникам от адвокатуры, превратившимся в коррумпированных вампиров, и заканчивая авансовым платежом исполнителю, как правило, неисправимому бездельнику.

Такое впечатление, что государство все сделало для того, чтобы правосудие было недоступно народу — «хозяину» своей страны. У нас что ни реформа, так все хуже и хуже», — подытожил Антон Касьянов.

Федор Тихий, Украина.РУ

Адвокатская компания Кравец и Партнеры

Залишити коментар

Ваша e-mail адреса не оприлюднюватиметься. Обов’язкові поля позначені *