Украинские компании переживают сложные времена из-за нестабильности в стране и высокого курса доллара.
Бизнесмены стали больше ориентироваться на продажи ценового сегмента «средний минус».
Украинские компании начали делать основной упор на социальные товары, которые теперь для отрасли являются ключевыми. Об этом Корреспондент.net рассказал глава комитета Европейской Бизнес Ассоциации, руководитель сети NOVUS Игорь Ланда.
По словам эксперта, такая ситуация возникла из-за роста курса иностранной валюты. Компании больше интересуют товары ценового сегмента «средний минус», что также связано с кардинальным изменением чека (суммы, которую покупатели оставляют в магазине).
Кроме того, украинцы стали предпочитать импортным товарам второй необходимости отечественные. В частности, это относится к сырам и винам, отметил Ланда. Их или стараются не покупать, или заменяют украинскими аналогами, ведь заграничные товары повысились в цене. Это связано с их зависимостью от роста валюты.
«Покупательская способность населения уменьшилась в первую очередь на товары не первой необходимости, – сказал эксперт. – Ведь и зарплаты не повышают на 50%, хотя работодателям, хотят они того или нет, придется это сделать».
Сейчас компании стали не только больше уделять внимания украинским товарам, но и бороться с ростом цен у поставщиков, стараться влиять на процесс. В то же время ритейл сократил количество открываемых магазинов, что связано с вынужденным сокращением финансирования. При этом, несмотря на это, такие торговые точки все же появляются.
«У нас планы развития компании не сократились, – сообщил Ланда. – Развиваются и другие, но не такими темпами, как хотелось бы. К примеру, открывают магазины сети Ашан, Fozzy, АТБ, а METRO готовится пересматривать свою концепцию. При этом с начала года некоторые заморозили свою деятельность с развитием экономического и политического кризиса».
При этом уход с рынка части российских денег никак не отразился на крупных украинских компаниях, которые входят в первую пятерку крупных игроков. Они работают с европейской валютой, поэтому ухудшение отношений с РФ никак не повлияло на ритейл, пояснил руководитель.
«Сейчас не выдержит ситуации и уйдет с рынка кто-то из некрепких игроков – или обанкротится, или сам прекратит деятельность, – считает Ланда. – Тяжело будет и мелкому бизнесу из-за сильной ценовой нагрузки на ритейл. Достанется тем, кто ниже 20-го места в списке украинских компаний».
Кроме того, в ритейле из-за отсутствия сделок на 60% упал мультипликатор (коэффициент, отражающий связь между увеличением (уменьшением) инвестиций и изменением величины дохода). Также, по словам эксперта, на 30-40% снизилась оценочная стоимость компаний. Эти процессы начались еще до аннексии Крыма, когда $ 1 стал стоить дороже 8 грн. Позже ситуацию усугубили и временная оккупация полуострова, и военные действия на Донбассе.
Также на моржах бизнеса может отразиться введение налога на коммерческую недвижимость, который предложил Кабмин. Кроме того, увеличилась нагрузка на коммунальные расходы и сокращаются арендные площади, что усугубила заморозка новых строительных объектов. Спрос есть, но бизнесменам выставляют высокую плату за аренду, отметил специалист.
«Ритейл – это лакмусовая бумажка стабильности в стране, он зависит от нее, – сказал Ланда. – Как только будет спокойная ситуация, после окончания кризиса спустя три-шесть месяцев показатели ритейла начнут восстанавливаться «.
При этом в январе-августе оборот розничной торговли в Украине снизился на 4% по сравнению с аналогичным периодом 2013 г. Об этом сообщает пресс-служба Госстата. Показатели оборота составили около 570 млрд грн.
Не лучше ситуация и с электронной коммерцией, обороты которой также упали из-за изменений в импорте и роста курса доллара. Одной из причин ухудшения ситуации в этой сфере эксперты также называют нововведения Нацбанка.
«Нацбанк своими ограничениями практически убил электронные деньги и электронную коммерцию, – сказал Корреспондент.net специалист в банковской сфере, адвокат Ростислав Кравец. – Кроме того, усложнилась ситуация с использованием платежных карт, к чему привело плачевное состояние банков, эмитировавших карточки, и соответственно, из-за введенных ограничений».
По словам специалиста, уменьшение показателей электронной коммерции привело к уменьшению доходов компаний, а некоторым это грозит банкротством.
Как сообщал Корреспондет.net, импорт товаров в Украину сократился на треть. В июле по сравнению с аналогичным периодом прошлого года его показатели упали на 33,8% (до $ 4,476 млрд).