За некачественно предоставленные коммунальные услуги следует требовать возмещения.
Состояние нашего здоровья во многом зависит от того, какую воду мы ежедневно употребляем, поэтому к ее качеству должно быть особое внимание. Поэтому если из крана пошла вода с неприятным запахом, осадком или появляются другие отклонения, вызывайте представителя водопоставщика для ее проверки и проведения лабораторного анализа. В случае подтверждения того, что вода не соответствует требованиям государственных стандартов, вы имеете полное право на возмещение убытков. Особенно, если был причинен вред здоровью.
Недавнее ситуация, которая сложилась с загрязнением воды в Бортничах, из-за чего отравились более сотни человек, доказала, что не стоит пренебрегать качеством воды. И хотя в «Киевводоканале» утверждают, что они до январского инцидента не имеют никакого отношения, ведь данная авария произошла из-за несанкционированной врезки в недостроенного гидроузла, в случае подобных непредвиденных ситуаций киевлянам стоит запастись знаниями.
Как пояснила «Крещатике» адвокат Татьяна Монтян, предприятие, оказывающее услуги по централизованного питьевого водоснабжения потребителю, действует в рамках договорных отношений, в которых отмечается, кроме существенных условий договора, другие условия, не противоречащие действующему законодательству, в том числе и ответственность за невыполнение своих обязательств, предусмотренных договором и законодательством в сфере питьевого водоснабжения и жилищно-коммунальных услуг.
Поэтому, если у вас возникли вопросы относительно надлежащего качества воды, нужно обратиться к исполнителю услуг, чтобы тот ее проверил. Основным доказательством ненадлежащего качества питьевой воды централизованного водоснабжения законодательством предусмотрено составление актов-претензий.
«Факт непредоставления качественных услуг по питьевому водоснабжению устанавливается после официального обращения потребителя к исполнителю услуг с выездом на место, oформленням и подписанием соответствующего акта-претензии, при условии подтверждения лабораторных анализов отобранных проб воды у потребителя о несоответствии ее качественных характеристик. Кроме того, потребитель имеет полное право заказать независимые исследования воды в специализированных аккредитованных лабораториях, которые могут выполнить полный анализ воды, качество которой вызывает сомнения относительно соответствия действующим санитарным нормам », — рассказала Монтян.
Юрист адвокатской компании «Кравец и партнеры» Яна Бабенко, со своей стороны, уточняет, что в соответствии с положениями ст. 18 ЗУ «О жилищно-коммунальных услугах», в акте-претензии указываются сроки, виды, показатели нарушений и тому подобное. Подписывается этот документ потребителем и представителем исполнителя и составляется в двух экземплярах для каждого из них. «В случае неприбытия представителя исполнителя в установленный договором срок для проведения проверки количественных и / или качественных показателей или необоснованного отказа от подписания акта-претензии такой акт считается действительным, если его подписали не менее двух потребителей», — говорит г-жа Бабенко.
По ее словам, исполнитель обязан рассмотреть акт-претензию и сообщить в течение 3-х рабочих дней потребителя о ее удовлетворении или об отказе в удовлетворении с обоснованием причины такого отказа. По словам юриста, в случае непредоставления в течение установленного срока исполнителем ответа считается, что он признал изложенные в акте-претензии факты ненадлежащего предоставления или непредоставления услуг. Споры по удовлетворению претензий потребителей решаются в суде.
В случае отравления питьевой водой, что привело к нанесению ущерба жизни и здоровью потребителя, кроме акта-претензии в качестве доказательства также необходимо подавать все доказательства обращения в учреждения здравоохранения и документы, подтверждающие расходы, связанные с таким отравлением .
Яна Бабенко напоминает, что, согласно ст. 7 Закона «О питьевой воде и питьевом водоснабжении», государство гарантирует защиту прав потребителей в сфере питьевой воды и питьевого водоснабжения. По ее словам, предприятия питьевого водоснабжения, нарушивших соответствующее законодательство, что привело к возникновению заболеваний, отравлений или потери трудоспособности, обязаны возместить убытки потребителям и компенсировать расходы учреждений здравоохранения на оказание медицинской помощи.
Зато Татьяна Монтян добавляет, что ст. 20 ЗУ «О жилищно-коммунальных услугах» предусматривает и право потребителя на уменьшение размера платы за предоставленные услуги в случае снижения их качества в порядке, определенном договором или законодательством.
К слову, жителям Бортничей как раз пообещали, что в январе начисления за воду им не будет проводиться. А вопрос выплаты компенсаций в этом случае будет рассматриваться после расследования Дарницкой прокуратурой обстоятельств дела