Согласно статистике, только каждый третий пассажир общественного транспорта в Киеве покупает билет для оплаты проезда (за исключением метро, электрички и фуникулера).
При этот не имеет значения вид наземного транспорта. КП «Киевпастранс» держит в секрете сумму сборов по штрафам за безбилетный проезд. Но после того как «Большой Киев» расспросил юристов, как себя вести при отсутствии билета, а контролер требует оплатить штраф, перестала быть секретом возможность бесплатного и безнаказанного передвижения по городу автобусом, трамваем и троллейбусом
В 2015 году КП «Киевпастранс» перевезло в трамваях, троллейбусах и автобусах 380,8 млн пассажиров, продав 139,3 млн билетов. За пять месяцев текущего года – 157,9 млн пассажиров и 56,7 млн билетов. Муниципальный перевозчик отказывается называть суммы штрафов, взысканные с безбилетных пассажиров. На соответствующий запрос «Большого Киева» исполняющий обязанности директора по транспорту «Киевпастранса» Сергей Литвинов ответил, что «сведения, разглашение которых может нанести вред предприятию, вызвать материальные убытки и привести к ущербу его деловой репутации, отнесены к конфиденциальной информации».
Перевозки пассажиров в общественном транспорте
Вид общественного транспорта |
Количество перевезенных пассажиров, млн |
Количество проданных разовых проездных документов (талонов), млн шт. |
2015 год |
||
Троллейбус |
163,2 |
59,3 |
Трамвай |
112 |
40,6 |
Автобус |
105,6 |
39,4 |
Пять месяцев 2016 года |
||
Троллейбус |
68 |
24,1 |
Трамвай |
46,2 |
16,5 |
Автобус |
43,7 |
16,1 |
Данные: Коммунальное предприятие «Киевпастранс»
Подробнее:http://bigkiev.com.ua/content/vozit-bezvozmezdno-ezdit-beznakazanno#st_refDomain=www.facebook.com&st_refQuery=/
Права и обязанности пассажиров в общественном транспорте регламентируются двумя подзаконными актами Кабинета министров – о правилах предоставления услуг пассажирского транспорта и правилах пользования трамваем и троллейбусом. Кроме этого, на стороне пассажира закон о защите прав потребителя. Ответственность за их нарушение предусмотрено Кодексом об административных правонарушениях. Член правления всеукраинской общественной организации «Ассоциация потребителей «Пульс» Андрей Лыга отмечает, что киевляне практически не обращаются с жалобами на услуги городского транспорта. Это относится как к коммунальному предприятию, так и к коммерческим перевозчикам.
«У людей нет желания ходить по всем инстанциям, расходы на дорогу могут быть выше, чем итоговая компенсация. Кроме того, у нас несовершенна законодательная база в этих вопросах. И последний фактор – отсутствие билета у пассажира, без которого вообще сложно хоть что-то доказать», – объясняет эксперт.
Все, что разрешено
Право на проезд в любом виде транспорта дает билет, который пассажир обязан получить после оплаты услуги. У коммерческих перевозчиков, например в маршрутных такси, это правило действует не всегда. В первую очередь сами пассажиры не требуют выдать им проездной документ. Но его у перевозчика часто просто нет.
Эксперты по вопросам прав потребителей настоятельно рекомендуют не лениться и спрашивать о наличии билетов. А при их отсутствии жаловаться в органы местной власти, которые выдали разрешение перевозчику на маршрут. «Во-первых, в случае нарушения прав пассажир сможет обратиться за их защитой. Во-вторых, если произойдет ДТП, билет является документом, по которому страховая компания обязана выплатить помощь», – перечисляет Лыга.
В разговоре с «Большим Киевом» он напоминает, что водитель маршрутки не имеет права отказать пассажиру в проезде или высадить его.
«Бывает, маршруточникам не нравится внешний вид пассажира или то, что он выпивший. Как правило, за этим следует отказ в проезде, даже если пассажир готов оплатить его. В данном случае перевозчик может ссылаться на правила перевозок и будет неправ. В законе о защите прав потребителей указано, что поставщик услуги не может отказать в ее предоставлении. При этом закон имеет большую юридическую силу, чем правила, они являются подзаконным актом», – разъясняет собеседник.
Предъявите билет
У коммерческих перевозчиков действует простое правило: не заплатил – не поехал. В коммунальном транспорте ситуация иная – пассажир добровольно покупает разовый проездной документ на остановке, у кондуктора или водителя (если в салоне отсутствует кондуктор). Но только закомпостированный билет дает правовое основание для проезда.
«Это уже традиция: утром едем на пары в институт, через две остановки после общежития в троллейбус заходят два здоровых дядьки. Если у тебя нет проездного, будь готов к испорченному настроению. На следующей остановке тебя высадят и будут прессовать штрафом», – жалуется «Большому Киеву» студентка одного из столичных вузов Елена Пархоменко. По ее словам, зачастую утренние троллейбусы переполнены пассажирами, купить билет и прокомпостировать его порой не представляется возможным.
Опрошенные «Большим Киевом» юристы отмечают, что пассажиры не знают своих прав и обязанностей контролеров. Юрист адвокатской конторы «Кравец и партнеры» Карина Василевская уточняет, что безбилетный проезд – это административное правонарушение, которое влечет наложение штрафа согласно закону. В данном случае в двадцатикратном размере от стоимости проезда.
Во время проверки билетов контролер обязан иметь служебное удостоверение, нагрудный знак с личным номером, прикрепленный на верхней одежде, квитанции для оплаты штрафа установленного образца. По первому требованию пассажира он обязан предъявить все знаки отличия, а также сообщить о месте работы, телефон и местонахождение предприятия.
По словам Василевской, у безбилетного пассажира есть выбор: заплатить штраф или быть высаженным на следующей остановке. Любые другие действия контролера незаконны.
«Приказом Министерства регионального развития и ЖКХ предусмотрено, что контролер имеет право взимать штраф. При этом выдавая квитанцию об оплате установленного образца, бланки которых относятся к документам строгой отчетности. Но важно помнить: тем же пунктом правил предусмотрено, что, отказавшись оплачивать штраф, пассажир может выйти из транспорта на ближайшей остановке. Другими словами, пассажир действует на свое усмотрение: с чистой совестью признает вину и оплачивает штраф, получая документальное подтверждение в виде квитанции, или отказывается платить и выходит на следующей остановке. И только в случае злостного неповиновения он будете доставлен в ближайший орган внутренних дел для принятия соответствующих мер», – рассказывает Василевская.
Если контролер продолжает требовать оплаты штрафа на остановке, не будет лишним напомнить, что его действия можно квалифицировать как злоупотребление служебным положением. Можно сообщить ему, что вы готовы заявить о его поведении в компетентные органы (по месту работы или в полицию). Не стоит вступать в конфликт и поддаваться на провокации. Согласно Кодексу об административных правонарушениях, злостное неповиновение требованиям сотрудника транспортного средства, который осуществляет контроль за перевозкой пассажиров, связанное с физическим сопротивлением или оскорблением, влечет взыскание штрафа (от одного до трех необлагаемых налогом минимумов) или исправительные работы от одного до двух месяцев с отчислением 20% заработка.
Максим Мухин, Большой Киев