По первым экспертным оценкам она обойдется в 50-70 млн грн.
Власти готовят глобальную реформу в организации, ответственной за выдачу компенсаций потерпевшим вкладчикам и продажу имущества проблемных банков. В конце прошлой недели административный совет Фонда гарантирования вкладов физлиц (ФГВФЛ) утвердил его новую структуру. Со второго квартала 2016 г. в нем заработают несколько новых департаментов.
Одним из главных нововведений можно считать создание департамента консолидированных продаж. Он будет сопровождать управление активами и их продажу во всех неплатежеспособных банках. Таким образом, новое подразделение объединит функции, которые сейчас выполняют уполномоченные лица Фонда. Новая система, по мнению представителей админсовета ФГВФЛ позволит повысить прозрачность процесса продаж банковского имущества и сократить расходы на управление активами неплатежеспособных банков.
Уже известен руководитель этого департамента. Как подтвердил «Вестям» заместитель директора-распорядителя ФГВФЛ Андрей Оленчик, им стала финансовый аналитик Юлия Берещенко. Она известна тем, что успешно вывела на западные фондовые биржи из Восточной Европы и стран СНГ ряд компаний, среди которых «Вимм-Билль-Данн», «21 век», «КазахГолд». Также Берещенко участвовала в ряде сделок на рынках капитала для Министерства финансов Украины, в реструктуризации Ощадбанка, оказывала услуги советника Electricité de France по покупке украинских «Облэнерго» и по частному размещению капитала Andersen Group в России.
Для обеспечения консолидации активов неплатежеспособных банков в Фонде также будет создано хранилище данных под которое с нуля сформируют департамент информационных технологий. Планируется, что в будущем это станет платформой для консолидации финансовой и операционной деятельности неплатежеспособных банков.
Тяжелая реальность
Как поясняет председатель административного совета Фонда, первый заместитель председателя НБУ Александр Писарук, потребность в реформировании структуры ФГВФЛ возникла из-за увеличившейся нагрузки на него. В существующем виде учреждение было сформировано в 2012 г., когда никто не ожидал тотального выведения неплатежеспособных банков с рынка.
«С начала 2014 г. в Фонд было направлено 63 банка. В результате, сегодня ФГВФЛ для эффективного реагирования на такие вызовы, как поиск инвесторов для неплатежеспособных банков, управление их активами, нуждается в реструктуризации», — говорит Писарук.
По его словам, новая структура Фонда гарантирования разработана с участием международных экспертов: специалистов Всемирного банка и Госказначейства США. И призвана сделать ФГВФЛ высокоэффективной структурой, способной работать в условиях текущей нагрузки.
Однако эксперты пока не разделяют этот оптимизм. «На мой взгляд, изменения в структуре никоим образом не связаны с эффективностью работы Фонда и не поспособствует открытости его работы. Считаю, что как раз все произойдет наоборот. При централизованном управлении эффективность таких структур для вкладчиков и государства стремится к нулю», — заверил «Вести» старший партнер адвокатской компании «Кравец и партнеры» Ростислав Кравец.
Как ранее писали «Вести», в уходящем году Фонду так и не удалось добиться эффективности в вопросе реализации банковского имущества. Об этом открыто говорят и в самом ФГВФЛ. С начала года было реализовано имущества неплатежеспособных банков на сумму всего около 700 млн грн. По итогам 2015-го, согласно заявлению директора-распорядителя Фонда гарантирования вкладов Константина Ворушилина, планируется продать банковских активов на сумму около 1 млрд грн. Это капля в море по сравнению с объемами имущества, находящимися в распоряжении его организации: общая балансовая стоимость активов неплатежеспособных банков в управлении ФГВФЛ составляла на начало ноября более 382 млрд грн, а оценочная — 93,72 млрд грн.
«Продажи идут не очень хорошо, похвастаться нечем. Самые лучшие активы находятся в залоге у Национального банка. Чтобы их продать, мы должны получить специальное разрешение регулятора», — сказал Ворушилин. В 2016 г. он надеется выручить намного больше — около 5 млрд грн.
Активнее торговать залогами Фонду нужно не только для погашения нацбанковского рефинансирования (взятого проблемными банками до введения временных администраций), но еще и для увеличения своих активов и обеспечения бесперебойных выплат компенсаций потерпевшим вкладчикам. Пока он сильно зависит от вливаний госсредств. За этот год получил от Нацбанка 2,4 млрд грн., от Минфина — 1,3 млрд грн.
Бой с тенью
Этому, по мнению руководства Фонда, должна поспособствовать и борьба с внутренними злоупотреблениями, коррупцией. С этой целью, также до начала второго квартала следующего года, в ФГВФЛ будет создан департамент финансовых расследований. Согласно изначальной задумке, помимо расследования причастности владельцев и акционеров банков к их банкротству, новая структура будет проводить антикоррупционную политику внутри Фонда.
Пока юристы не верят, что внутреннее подразделение сможет устроить революцию в середине организации, пеняя на то, что оно будет подчиняться руководству Фонда — то есть не сможет проводить независимую политику. Считается, что злоупотребления на местах уполномоченными лицами Фонда сможет остановить лишь жесткое управление из Киева и повышение личной ответственности временных администраторов. А также привлечение к реформированию сил со стороны.
«Необходимо изменить очередность выплат пострадавшим вкладчикам, вернуть фонд под контроль Нацбанка, увеличить срок для поиска инвестора для неплатежеспособного банка. Кроме того, следует установить обязательство для переходного банка брать на себя все обязательства перед вкладчиками», — считает Ростислав Кравец.
Сколько стоит
Реформирование Фонда гарантирования вкладов выльется в кругленькую копеечку. Официальный бюджет мероприятия еще не обнародовался, есть лишь оценочные данные: например, по расчетам Кравца, это не меньше 50-70 млн. грн. «Средства будут браться как раз из активов ликвидированных банков, то есть из карманов их клиентов», — опасается он.
Но Андрей Оленчик уверяет, что все затраты будут покрываться за счет инвестиционного дохода ФГВФЛ, в том числе полученного путем вложений в ценные бумаги. «Затраты не будут выходит за рамки бюджета, который утверждает админсовет», — заверил он «Вести».
При этом чиновник пока не смог назвать точную сумму затрат на реформирование Фонда, объяснив это продолжающимся обсуждением будущих изменений. «Но очевидно, что эта сумма будет компенсироваться за счет снижения затрат на уполномоченных ликвидаторов банков», — подчеркнул Оленчик.
Марк Поллок, ВЕСТИ