“Теперь могут и разбомбить”. Почему задержали президента “Мотор Сичи” Богуслаева и что будет с заводом

В Украине раскручивается громкий скандал вокруг “Мотор Сичи”. Мы уже писали, что СБУ на выходных провела обыски у экс-главы предприятия и его почетного президента Вячеслава Богуслаева. Его, а также начальника департамента внещнеэкономической деятельности “Мотор Сичи” задержали. Статьи серьезные — коллаборационистская деятельность и пособничества государству -агрессору (ст 111-1 и 111-2 УК). Речь, по версии следствия, идет о поставках “Мотор Сичью” товаров военного назначения для российской штурмовой авиации (в частности, вертолетных двигателей).

Вчера суд отправил Богуслаева под стражу на два месяца. А советник главы Офиса президента Михаил Подоляк заявил, что Богуслаева могут обменять на украинских пленных.

СБУ обнародовала доказательства сотрудничества Богуслаева с РФ в виде записи разговора, как утверждается, Богуславева с россиянам, во время которого обсуждались поставки продукции. Как заявляет следствие, Богуслаев и руководство предприятия действовали в сговоре с представителями российской корпорации “Ростех” (курирует производство вооружения в РФ), и смогли наладить транснациональные каналы поставок оптовых партий украинских авиадвигателей в Россию. Действовали через сеть фирм-посредников в других государствах.

Отметим, что журналистские расследования о том, как двигатели из “Мотор Сичи” через фирмы-прокладки попадают в Россию, появились еще несколько лет назад. Но ни тогда, ни в начале войны реакции на них со стороны украинских правоохранителей не было.

По этой истории в целом остается немало вопросов. К примеру, почему Богуслаева задержали именно сейчас, хотя у СБУ были доказательства его связи с россиянами и до войны, и после ее начала. В деле фигурируют записи телефонных разговоров Богуслаева с представителями России от марта месяца.

“Вопрос также в том, как Богуслаеву удалось наладить поставки военных товаров в Россию, даже через цепь посредников, если эта процедура в Украине крайне забюрократизирована – нужно получать массу разрешений, в том числе от министерств, “Укрспецэкспорта”, той же СБУ. И почему сейчас не проходят параллельные обыски и задержания во всех этих ведомствах”, — говорит экс-глава “Укрспецэкспорта” Сергей Бондарчук.

Еще один вопрос — почему стратегическое предприятие еще в начале войны не было релоцировано в безопасный регион и не включилось в работу на военный госзаказ (“Мотор Сич” способно производить двигатели не только к вертолетам, но и двигатели к крылатым ракетам, а также дальнемагистральные беспилотники).

Но главная интрига – что будет дальше с “Мотор Сичью”. Мы уже писали о том, как контроль над этим предприятием пытались получить китайцы, а затем в список претендентов на него включились военные инвесторы из США.

И сейчас удобный момент для национализации стратегического предприятия, — говорит экономист Алексей Кущ.

Как власти распорядятся этим активом в дальнейшем, разбиралась “Страна”.

“Построил схемы, поддерживал врага”

22 октября СБУ провела обыски в доме почетного президента “Мотор Сичи” и экс-депутата Вячеслава Богуслаева, а сам он был задержан. В Службе безопасности сообщили, что задержание прошло в рамках уголовного дела по незаконным поставкам “Мотор Сичью” товаров военного назначения для российской штурмовой авиации. Якобы руководство предприятия действовало в сговоре с представителями российской корпорации “Ростех”, а полученную продукцию оккупанты использовали для производства и ремонта российских ударных вертолетов типа МИ-8 АМТШ-ВН “Сапсан”, КО-52 “Аллигатор”, Ми-28Н “Ночной охотник”.

Эта авиация затем применялась в ходе военных действий в Украине. Доказательства, по данным СБУ, украинские военные находили при уничтожении российских вертолетов – там стояли двигатели “Мотор Сичи”.

По версии СБУ, поставки военной продукции организовывали через цепь фирм-посредников “в трех странах Ближнего Востока, Европы и Восточной Азии”. Как говорит наш источник, в участии в этом “коридоре” подозреваются, в частности, фирмы ОАЭ и Хорватии.

Через посредников шел также ремонт российской авиатехники с использованием украинских комплектующих.

СБУ также обнародовало записи телефонных разговоров, компрометирующие Богуслаева. На них человек с голосом, похожим на голос президента “Мотор Сичи”, обсуждал возможность поставки запчастей  к российское технике через Хорватию, Черногорию и Кыргызстан. Также была фраза об ударе российской ракетой по предприятию. “Искандер-М” упал на территории завода. “Мы без всякой злобы к этому относимся, абсолютно. Мы все понимаем”, – говорил голос, похожий на Богуслаева.

“Даже после полномасштабного вторжения агрессора чиновник “Мотор Сич” продолжал поставлять двигатели и другие запчасти к российским ударным вертолетам. Тем самым фактически поддерживал врага и помогал ему обстреливать украинские города и села”, – комментируют в СБУ.

Отметим, что сам факт сотрудничества “Мотор Сичи” с Россией (которая была для предприятия основным рынком сбыта до 2014 года) в профильной среде обсуждается уже давно и, собственно, ни для кого не был особым секретом. После 2014 года сервисное обслуживание российских вертолетов с украинскими двигателями был налажен через белорусские предприятия. Затем Россия предприняла попытку “импортозаместить” украинские двигатели. Но собственные разработки, хоть и появились, серьезно уступали продукции “Мотор Сичи”.

В последние несколько лет появлялись журналистские расследования (в частности, от BIHUS.info), в которых утверждалось, что “Мотор Сич” не прекратил сотрудничество с Россией и работает через цепь фирм-посредников.

“Только в 2019 году “Мотор Сич”, в обход санкций СНБО, поставило для путинской авиации 72 двигателя для вертолетов и 21 двигатель для самолетов на 42 миллиона долларов”, – написал в Фейсбуке журналист-расследователь Евгений Плинский.

По его данным, поставки шли, в частности, через латвийскую фирму Sia Aeroservice, компанию Royotrade из ОАЭ, Medipost Trading Limited из Гонконга, IHOKCIC из Болгарии.

Схема работала так: иностранные компании покупали у “Мотор Сичи” продукцию, а затем перепродавали ее в Россию.

“Подробности я опубликовал еще в 2020 году, но, похоже, что пророссийское СБУ времен Баканова/Наумова было больше заинтересовано в существовании этих схем, чем в их ликвидации, поэтому мое расследование не заметили”, – отметил Плинский. Он также добавил, что “похоже, что при руководстве в СБУ Василия Малюка тенденция меняется”.

После суда, на котором была избрана мера пресечения для Богуслаева, его адвокат Руслан Волынец прокомментировал обвинения в поставках.

По его словам, разговоры первого эпизода, обнародованного СБУ, были о заключенных ранее контрактах.

“Как объяснил мой клиент, по первому эпизоду разговоры были, но поставок не было. Второй эпизод – подтвердили фактически и несостоявшиеся поставки прокуроры. Майские и мартовские разговоры – о контракте 2021 года, а основные контракты – вообще 2008 года. “Мотор-Сич” поставляет продукцию в Россию много-много лет”, – сказал Волынец.

Адвокат утверждает, что на заключение контрактов по поставкам двигателей, которые затем оказались в российских вертолетах, давало добро “государство Украина в лице государственных органов”.

Также он утверждает, что следователи не предоставили доказательств, что, после поставок товара в “дружественную для нас страну”, двигатели были перепроданы в Россию.

В защиту Богуслаева также выступил и трудовой коллектив “Мотор-Сичи”.

“В настоящее время мы, запорожские моторостроители, глубоко взволнованы задержанием нашего руководителя по таким возмутительным подозрениям. Мы считаем, что так нельзя относиться к человеку, который всю свою жизнь посвятил Украине, живет и работает рядом с нами, под ежедневными обстрелами, рискуя собственной жизнью. Мы искренне верим в его невиновность и всегда доверяли ему как своему лидеру, который заботится о светлом будущем непокоренной Украины, отечественном авиастроении, о судьбе предприятия и каждого моторостроителя”, – говорится в обращении, опубликованном на сайте компании.

“Жирная точка” или “начало большого расследования”

В любом случае богатый фактаж для расследований у СБУ в теории появился не вчера, и даже не в начале войны.

Но “выстрелил” он почему-то именно сейчас. Вопрос – почему?

“На самом деле это действительно логическое завершение истории, которая тянется уже несколько лет. Просто сейчас пазл сложился и политически пришло время ставить “жирную точку”, — говорит экономист Алексей Кущ.

В то же время экс-глава “Укрспецэкспорта” Сергей Бондарчук расценивает задержание “на камеру” Богуслаева как “пиар”.

“Пока – только “видосики” и вытащенные из-под сукна старые материалы. Если есть преступление, должно быть задержание с поличным. Если раскрыли схему сотрудничества с врагом через иностранные фирмы-прокладки, то обыски и задержания сейчас должны проходить не только у Богуслаева, но и в ряде ведомств, включая саму СБУ, а также по месту регистрации посредников. Поясню: поставки продукции оборонного назначения — это не продажа картошки в хозяйственной сумке. Процедура эта очень забюрократизирована. Чтобы осуществить поставку, предприятие должно получить разрешение Службы экспортного контроля и военно-технической комиссии при СНБО. Причем выдается оно в два этапа – сначала разрешение на переговоры, затем – на подписание контракта.

После получения заявки на такое разрешение “Укрспецэкспорт” и Служба экспортного контроля подают данные по потенциальному контракту на ряд министерств и ведомств – в службу внешней разведки, МИД и в том числе СБУ. Каждый из получателей должен проанализировать вводные данные (фирма-покупатель, объемы и тип поставок вооружения, потенциальные возможности для реэкспорта и пр.) и только после этого дать свое согласие или несогласие на дальнейшее продвижение заявки.

То есть, по большому счету, не дело Богуслаева разбираться, с кем связаны фирмы, которым он отгружал оружие (при этом я не говорю, что он не знал, стоят ли за ними в реальности россияне). Анализировать риски и перекрывать схемы должны были в соответствующих государственных  органах, в том числе Службе безопасности. И, если в свое время этого не сделали, то странно, почему не раскручивается более широкое расследование с привлечением к ответственности чиновников – бывших и действующих”, — говорит Бондарчук.

Как говорят наши источники, “Богуслаева до последнего времени принимали в государственных кабинетах, с ним говорили”, то есть дело почему-то начали раскручивать только сейчас, и то не на полную.

“Это может говорить о том, что власти в данном случае нужен пиар-эффект. А дело “Мотор Сичи” как раз из того разряда, что может вызвать широкий общественный резонанс. Не исключено, кстати, что готовятся зачистки по делу Богуслаева и в самой Службе безопасности”, — говорит наш источник.

“Непонятно, почему с таким опозданием действует СБУ. Если они с марта знали о поставках товаров военного назначения в Россию и “слушали” Богуслаева, то зачем ждали полгода. Это заставляет заподозрить интерес в этом деле представителей СБУ, которые могли покрывать поставки и иметь коммерческий интерес”, — говорит глава адвокатского объединения “Кравец и партнеры” Ростислав Кравец.

То есть, если дело по схеме на двигателях станут раскручивать до конца, общественность услышит еще очень много разоблачений. Будет ли такое “широкое расследование” или все ограничится только обвинениями для Богуслаева и руководства “Мотор Сичи” – покажет время.

“Делал бизнес”

Отметим, что “Мотор Сич”, несмотря на то что предприятие действительно уникальное, в последние годы было не в фаворе у власти.

“С 2014 года российский рынок для “Мотор Сичи” официально закрылся, но государство не сделало ничего, чтобы поддержать предприятие. Богуслаев несколько раз предлагал обратить внимание на модернизированный МИ-2, который можно было массово использовать в пограничной авиации, для ГСЧС и др. Но государство предпочло за 600 млн купить французские вертолеты. То есть Богуслав, как бизнесмен, должен был сам искать способы выживания предприятия и многотысячного трудового коллектива. Понятно, что он – из “красных директоров”, российский рынок ему понятен и близок. Поэтому в этом направлении он и работал. Не защищаю Богуслаева, просто пытаюсь пояснить логику его действий. Если в то время Липецкая фабрика Порошенко платила налоги в российский бюджет и постоянно шли сепаратные переговоры, дающие сигнал элитам, что “все будет хорошо и обо всем договорятся”, то действия Богуслаева становятся вполне понятными. Он принял те правила игры, которые на тот момент были доступными, а государство ни ему, ни большому предприятию никакой альтернативы не предложило. Годами “Мотор Сич” отодвигали от оборонных заказов, хотя потенциал предприятия вполне мог бы работать на благо украинского ВПК”, — говорит нам Бондарчук.

А один из знакомых Богуслаева в разговоре со “Страной” предположил, что одним из мотивов задержания Богуслаева может быть обмен на большое число украинских пленных.

“Если Медведчука удалось поменять на защитников “Азовстали” и командиров “Азова”, то и Богуслаева могут попытаться поменять таким же образом на какие-то знаковые фигуры. Но я бы не переоценивал значение Богуслаева для России. У него с РФ очень давние контакты, но не того уровня, чтоб стать в глазах Кремля “вторым Медведчуком”. Хотя все может быть”, – сказал источник.

Что будет с “Мотор Сичью”

Есть еще одна версия – почему именно сейчас начали раскручивать историю вокруг “Мотор Сичи”.

Причину стоит искать в борьбе вокруг предприятия между Китаем и США, – считает аналитик компании “Европатруль” Вячеслав Коновалов.

Напомним: еще в 2015 году Богуслаев начал сотрудничать с китайской Beijing Skyrizon, Как оказалось позже, контрольный пакет акций “Мотор Сичи” был продан этой компании, а также ряду фирм, зарегистрированных в офшорах. Но тогда окончательно оформить сделку так и не удалось – разрешение на концентрацию не дал АМКУ.

А после прихода к власти Зеленского, сделку по “Мотор Сичи” и вовсе начали раскручивать в обратном направлении, а компанию- покупателя “Мотор Сичи” и ее собственника Ван Чжина внесли в санкционный список СНБО. Из-за этого китайские инвесторы резко критиковали украинские власти, и даже подали на Украину в суд, требуя миллиардных компенсаций (речь идет о 4,5 млрд долларов). Причем в прошлом году эксперты и юристы оценивали шансы китайской стороны выиграть это дело как “очень высокие”.

Мы уже писали, что тогда в этом деле всплыл интерес США. Чтобы компания (а главное, военные технологии) не досталась китайцам, ее пытались “пристроить” под крыло военного холдинга Blackwater бизнесмена Эрика Принса (который даже приезжал на “смотрины” на “Мотор Сич”). Причем тогда Богуслаев быстро открестился от китайцев, заявив, что они, вопреки договоренностям, инвестировали в предприятие копейки. Что заставило китайскую сторону искать новых бизнес-союзников в Украине (новым партнером стал владелец DCH Ярославский, после чего предпринималась попытка сменить руководство “Мотор Сичи”).

В 2021 году президент Владимир Зеленский поручил национализировать предприятие. При этом Богуслаев играл в данной ситуации на стороне государства против китайцев и вернул себе руководство предприятием.

Впрочем, до войны провести юридически национализацию так и не успели.

Поэтому фактически, с учетом судебных исков китайского “собственника”, полной гарантии того, что “Мотор Сич” не достанется КНР, по-прежнему нет.

“Судебный иск по-прежнему на рассмотрении в арбитражном суде Гааги, и шансы выиграть его у китайской стороны есть. На данный момент китайцы требуют денежную компенсацию. Нужна ли им компания “Мотор Сич” – неясно. Но ведь все может измениться”, – говорит Кравец.

В этом смысле задержание Богуслаева может выглядеть как страховка от того, что предприятие более не вернется к китайцам, а возможно – и подготовка к его продаже американцам.

Впрочем, есть мнение, что США оно не очень интересно.

“На самом деле “Мотор Сич” изначально не было нужно американцам. Их стратегическая цель – чтобы предприятие, а главное, военные технологии, не достались китайцам. Главный актив “Мотор Сичи” — это именно технологии”, — говорит Кущ.

По его мнению, сейчас “все идет к национализации “Мотор Сичи”, которую не провели до войны”.

Главная интрига – что будет с предприятием дальше.

“Мотор Сич”, кроме вертолетных двигателей, может делать двигатели к крылатым ракетам. Оно в состоянии производить качественные беспилотники. Предприятие должно работать на ВПК Украины”, — отметил Бондарчук.

Впрочем, по его словам, неизвестно, как после задержание Богуслаева, изменится стратегия россиян по отношению к предприятию. По нему были “прилеты”, но без существенного ущерба. “Разбомбят теперь полностью или нет – вопрос открытый”, – говорит Бондарчук.

Впрочем, по его словам, не исключено, что “Россия попытается сохранить предприятие в расчете заполучить, в случае если сможет захватить Запорожье”.

“Самая большая загадка – почему предприятие не было релоцировано и на нем не запустили производство так нужных нашей армии беспилотников. Не исключено, что к заводу проявят интерес турки, тем более что еще до войны сотрудничество начиналось (соглашение о сотрудничестве с турецкой Baykar Makina “Мотор Сич” подписала в прошлом году; тогда сообщалось, что он мог предусматривать производство в Запорожье беспилотников “Байрактар” либо двигателей к ним, – Ред.)”, – отметил Алексей Кущ.

Но так или иначе вопрос с любыми инвестициями в предприятие (турецкими, американскими или украинскими государственными) до окончания войны неактуален. Тем более что завод находится недалеко от линии фронта и, в любой момент, может попасть под удар. Разве что действительно резонировать его куда-то далеко в тыл. Но российские ракеты могут прилететь сейчас в любую точку Украины.

СТРАНА

АО «Кравец и Партнеры»

Залишити коментар

Ваша e-mail адреса не оприлюднюватиметься. Обов’язкові поля позначені *