Юристы советуют внимательно читать страховые договора, в которые вписывают «хитрые» пункты.
Страховые компании теперь не только затягивают срок выплаты страховки, но и «законно» уменьшают ее стоимость. Киевлянам массово приходят письма с указанием суммы компенсации, которая порой в пять раз меньше требуемой на ремонт.
Всему виной — прописанные мелким шрифтом пункты с завуалированной формулировкой в заявлении на возмещение средств. Автоюристы признаются, что оспорить такую манипуляцию в суде крайне проблематично.
Вместо 22 тыс. грн заплатили 4600 грн
В Volkswagen киевлянина Станислава Пономаренко в январе 2016 года на улице Межигорской въехала фура. На фирменном СТО ремонт оценили в 22 тыс. грн, а страховики насчитали 4 тыс. 600 грн. «Я еще заплатил за независимую экспертизу, которая установила сумму ремонта в 21 тыс. 300 грн. Но и по ней страховая платить отказалась, мол, у нас своя экспертиза. Тогда я попросил их расписать, как они считали, но в ответе значилось, что по закону страховая не должна предоставлять такую информацию и обязана это делать только через суд», — рассказал он «Вестям».
Эксперты говорят, что причин для столь смелой реакции две: во-первых, мало кто идет судиться, а вторая — юридическая новация.
В этом году страховые компании взяли за практику добавлять к типовому образцу заявления на возмещение средств после ДТП пункт с весьма странной формулировкой: «Клиент согласен с размером и способом определенного страховщиком возмещения».
Юристы признают, что после того как человек ставит подпись под таким заявлением, выиграть дело в суде — задача не из легких. «Это означает, что страховщик потом может нарисовать любую сумму. К нам обращаются десятки пострадавших с подобными жалобами», — рассказал «Вестям» председатель правления ОС «Украинский страховой омбудсмен» Юрий Чунихин.
Контролирующие органы — не у дел
В распоряжении «Вестей» оказалась переписка еще одного пострадавшего от подобной аферы жителя Троещины, Александра Кузьменко, с Нацкомфинуслуг — организацией, в компетенции которой подобные споры. В ответе на жалобу значится: «По информации, предоставленной СК, вами подано заявление о выплате страхового возмещения, в котором указано, что вы согласны с размером и способом определения страхового возмещения по расчету страховика».
Юристы называют такую позицию попустительством: «При попустительстве Нацкомфинуслуг такая практика обмана клиентов действительно стала массовой. В кризис страховые компании ищут любой формальный способ не платить, потому что платить часто попросту нечем», — говорит юрист Ростислав Кравец.
Владимир Николаев, ВЕСТИ