Ограничения на выкуп земли для иностранных и отечественных агрохолдингов не станут для них большим препятствием.
Верховная Рада опубликовала 3 января окончательную редакцию законопроекта №2178-10 о рынке земли в Украине, который будет открыт уже с 1 октября 2020 года. Последние наработки парламентского комитета по вопросам аграрной и земельной политики главным образом коснулись наиболее спорных вопросов подготовляемой без малого 20 лет реформы, а именно – кому и в каком количестве может принадлежать украинская земля.
Чтобы предотвратить концентрацию сельскохозяйственных территорий в руках межнациональных и отечественных корпораций в ущерб малым и средним фермерским предприятиям депутаты согласились ввести прямой запрет на покупку угодий иностранцами. Отечественные латифундии, в свою очередь, законопроект также ограничит в праве выкупа арендуемой ими земли за счет косвенных барьеров.
Так, реформаторы, поддержав предложение президента, ввели лимит на общий размер земли, которым сможет владеть одно физлицо, как самостоятельно, так и в качестве участника юридического лица. Предельный размер определен в 10 тысяч гектаров.
Несмотря на то, что данными правками народные избранники постарались сгладить острые углы предыдущих обсуждений и частично пошли на уступки малым и средним владельцам сельских хозяйств, эти меры показались недостаточными данным участникам будущего рынка. По их мнению, детали законопроекта, наложенные на финансовую неспособность украинских фермеров приобретать земли, все же оставляют шанс крупным агрохолдингам завладеть большей частью отечественных сельхозугодий.
Между тем, по словам советника премьер-министра по экономическим вопросам Алексея Мушака, в нынешнем варианте закон может пройти второе чтение уже 14 января. В случае успешного голосования, утвержденный вариант останется подписать лишь президенту.
Что изменилось
По сравнению с текстом документа, рассмотренного 13 ноября 2019 года в первом чтении, проект закона дополнился 8 пунктами. При этом общее количество предложенных нардепами правок перевалило за 4 тысячи. Впрочем, как отмечали в профильном комитете, многие из депутатских предложений касались не сути реформы, но были нацелены на ее саботаж.
Среди принятых парламентариями изменений главные касаются следующего:
- Уменьшение максимально допустимого объема с/х земли, которую можно будет приобрести одному физическому лицу с предлагавшихся изначально 214 тысяч га до 10 тысяч.
- Запрет на покупку земли для иностранцев до проведения всенародного референдума. При этом такую возможность в новой редакции получили банки, на которых, между тем, предельный лимит по скупке земли не распространяется. Правда, в собственность к ним украинская земля может попасть лишь в качестве отчуждаемого залога обанкротившимися сельхоз предприятиями и не более, чем на 2 года, после чего финучреждение должно будет продать ее на аукционе.
Земля в деталях зарыта
Рекомендованное профильным комитетом постановление, по словам Михаила Соколова, заместителя председателя Всеукраинской аграрной рады, объединяющей средние аграрные предприятия, частично учло параметры проведения земельной реформы, ранее предлагаемые его организацией. К примеру, модель ВАР предполагала прописанный в постановлении учет предельного количество земли, которое может получить одно физлицо.
«Если у вас в какой-нибудь компании 40% акций, и данная компания купила 10 тыс. га, то считается, что конкретно вам принадлежит 4 тысячи из них. Таким образом, вы после этого можете докупить еще 6 тыс. га. Если вы являетесь участником еще одного юрлица, соответственно, еще более сокращается объем с\х земли, которую вы можете приобрести лично на себя», — рассказывает заместитель председателя ВАР.
«С одной стороны, это просто контролировать, потому что нет никаких долгих звеньев, цепочек, путаницы. С другой стороны — это существенно ограничивает манипуляции и возможность скупки земли через подставных лиц», — поясняет смысл предложенного Соколов.
Несмотря на взятую за основу модель ВАР, по мнению опрошенных UBR.ua экспертов, финальный вариант законопроекта все же не смог залатать все лазейки, которыми агрохолдинги смогут воспользоваться для расширения своей земельной собственности.
В частности, крупные игроки смогут выкупить арендуемые им сейчас земли благодаря предусмотренному новой редакцией преимущественному праву уступки арендатором своих имущественных прав.
«Эта мера, на наш взгляд, сделана специально под холдинги, у которых другими способами не будет возможности выкупить весь свой земельный банк в силу утвержденных ограничений. Вероятно, агрохолдинги начнут передавать свое первоочередное право на формально не связанным с ними, но реально аффилированным юрлицам», — объясняет проблему Соколов.
Дополнительный шанс латифундистам могут предоставить и банки-кредиторы, у которых также в рамках последней версии закона появляется право на взыскания заложенной земли с не сдержавших финансовые обязательства фермеров. Так, по мнению эксперта Украинского института будущего Игоря Попова, «грамотные юристы уже разработали довольно простые и надежные схемы скупки» через посредничество банков.
Не согласен с данной позицией Михаил Соколов, впрочем, объясняя, что допуск к рынку банков – компромисс вынужденный, ведь иначе финучреждения не согласились бы предоставлять кредитные средства фермерам.
«Есть риск, что банки будут придерживать землю, дожидаясь более высокой цены. Но для того, чтобы она к ним попала, тот же фермер должен сперва обанкротится, а это на самом деле для банков проблема – ведь не факт, что они смогут вернуть вложенные ранее средства. Нужно также учитывать расходы, которые пойдут непосредственно на изъятие залогового имущества. Поэтому я не думаю, что тут есть большое поле для спекуляций», — делает вывод Михаил Соколов.
Иностранцы в тени
В то же время не лишаются возможности стать приобретателями отечественных сельхоз угодий и иностранные компании. Хотя закон предусматривает получение нерезидентами данного права лишь после проведения всенародного референдума, старший партнер адвокатской компании «Кравец и партнеры» Ростислав Кравец предостерегает – отследить конечного бенефициара купившей землю украинской компании на практике и вопреки всем формальным запретам будет невозможно.
«Не было предложено ни одного механизма, который бы мог предотвратить покупку земли иностранцами. Предохранители, предусмотренные проектом закона, не могут ограничить иностранцев в том, чтобы покупать долги фермеров, землю, которая им принадлежит и получать ее путем получения взыскания на нее. Кроме того, владение корпоративными правами украинских предприятий в стопроцентном объеме фактически дает неограниченную возможность иностранным компаниям владеть землей в Украине», — приводит свои доводы Кравец.
Конкуренция с агрохолдингами может убить фермерство
В целом, аграрии и эксперты с компромиссными предложениями комитета не согласились, и продолжают отстаивать более мягкое вхождение страны в новые реалии.
Среди их требований: уменьшить предельное количества гектаров, которое сможет купить одно физлицо, но главное — ввести переходной период на срок от 3 лет в течении которого покупать земли юридические лица и вовсе не смогут.
«Зачем нужен переходной период? Для того, чтобы те же самые малые фермеры за эти 3 года наконец-то привели бы свою отчётность в порядок, смогли бы нормально получать кредиты, и были в нормальных условиях со всеми остальными участниками рынка», — заметил Соколов, добавив, что «хоть ВАР – ассоциация не малых, а средних фермеров, которым переходный период не нужен, но данный вариант является наиболее правильным».
На сегодняшний день, по мнению представителя ВАР, доступа к кредитному ресурсу у фермеров не будет, даже несмотря на предлагаемую правительством целевую программу субсидирования кредитной ставки. «Если вы кредит взять не можете, вам и субсидировать ничего не будут», — резюмирует Соколов.
Даже 10 тысяч га в одни руки – избыточно
Касательно ограничений по количеству гектаров, предоставляемых в одни руки, позиция ВАР в половину меньше, нежели властей – 5 тыс. против 10. Михаил Соколов объясняет данное число ориентацией на реальные финансовые возможности украинских предприятий.
Правительство, если ориентироваться на слова советника премьер-министра Алексея Мушака, высказанные им в ходе обсуждений проекта закона на своей странице в Фейсбуке, считает, что более сильные ограничения ударят чересчур сильно по рынку, так как первые 500 крупнейших украинских агропредприятий обрабатывают землю площадью, превышающей 10 тысяч гектаров.
«Правительство прогнозирует, что за первые 5 лет будет продано не более 20% земли, — отвечает доводам властей Соколов, — Таким образом, предприятие, обрабатывающее 10 тысяч га земли за первые пять лет сможет выкупить только 2, 700 га, а когда оно доберется до 50% – неизвестно. Поэтому рационально было бы сделать 5 тысяч предельного количества земли в одних руках».
«Возникает вопрос, для кого мы делаем лимит в 10 тысяч? Если мы открываем рынок земли для того, чтобы у нас вся страна стала богаче, а не отдельные компании, то нам выгодно, чтобы развивался малый и средний бизнес, ведь именно он платит большее число налогов и предоставляет большее число рабочих мест по сравнению с крупными предприятиями», — констатирует заместитель председателя ВАР.
Без дополнительного контроля состояние с/х земли будет ухудшаться
В свою очередь Ростислав Кравец одним из наиболее важных, но при этом не до конца регламентируемых пунктов нового закона о земельном рынке, выделил условия целевого назначения покупаемой для сельского хозяйства земли.
«Самое главное, что в этих законах не предусматривается – это ответственность за нецелевое использование землей. 5 лет активно происходило разрушение всей системы надзора за сортами растений, за грунтами, за севооборотом, происходило уничтожение региональных управлений сельского хозяйства в областях. Фактически мы получаем для иностранных и любых других компаний бесконечные возможности для злоупотребления своими правами, и для уничтожения национального богатства», — посчитал важным заметить адвокат Ростислав Кравец.