Вчера депутаты поддержали в первом чтении предложенный президентом законопроект о правовом режиме военного положения. За принятие соответствующего решения проголосовали 258 нардепов. При этом, в ходе обсуждения у ряда парламентариев возникли замечания к документу, поэтому ко второму чтению он будет готовиться с внесением соответствующих поправок и предложений депутатов.
Отметим, что отдельные положения документа предлагают увеличение перечня мер правового характера при введении режима военного положения.
Законопроектом предусматривается введение гарантии деятельности президента Украины, Верховной Рады. Согласно документу, полномочия Верховной Рады в случае введения военного положения в Украине продолжаются до переизбрания нового парламента после отмены такого режима.
Законопроектом также предполагается увеличить перечень и детализировать содержание мероприятий военного положения, более четко урегулировать порядок введения и отмены такого правового статуса.
Согласно пояснительной записке, необходимо будет нормировать порядок деятельности и полномочия военного командования, органов государственной власти в условиях действия военного положения, военных администраций — временных государственных органов, создаваемых президентом на территориях, на которых введено военное положение.
В частности, законопроект устанавливает такие мероприятия военного положения:
Установление усиленной охраны важных объектов национальной экономики.
Введение трудовой повинности.
Возможность, при необходимости, принудительного отчуждения имущества, находящегося в частной или коммунальной собственности, изъятие имущества государственных предприятий.
Запрет проведения мирных собраний, митингов, шествий и демонстраций, других массовых мероприятий.
Возбуждение в порядке, определенном Конституцией и законами Украины, вопроса о запрете деятельности политических партий, если она направлена на ликвидацию независимости Украины.
Регулирование работы предприятий телекоммуникаций, полиграфических предприятий, издательств, телерадиоорганизаций.
Установление особого режима в сфере производства и реализации лекарственных средств, которые имеют в своем составе наркотические средства.
Проведение эвакуации населения, если возникает угроза жизни или здоровью.
Отстранение от должностей руководителей любых предприятий, учреждений и организаций за ненадлежащее исполнение ими своих обязанностей.
Принятие дополнительных мер по усилению защиты государственной тайны.
Интернирование (принудительное водворение) граждан иностранного государства, которое угрожает нападением или осуществляет агрессию против Украины.
«Минфин» спросил экспертов о том, какие негативные последствия может иметь военное положение для украинской экономики, в случае его введения.
Комментирует Ростислав Кравец, старший партнер адвокатской компании «Кравец и партнеры»:
После столь сильной девальвации, которую провел Национальный банк Украины, последствия введения военного положения никто не заметит. Фактически абсолютно не продуманная бюджетная и налоговая политика не дают украинскому бизнесу развиваться. А введением военного положения будет всего лишь узаконена возможная экспроприация средств и имущества физических и юридических лиц.
Крупные компании. имеющие доступ к военным заказам, смогут значительно увеличить свои прибыли. Средний и мелкий бизнес, видимо, будет окончательно уничтожен. Банковская система вероятнее всего будет полностью монополизирована двумя-тремя крупными игроками. Возможность получения средств и инвестиций в реальный сектор экономики фактически будет невозможной.
Однако подобных последствий возможно избежать в случае правильного построения бюджета, а также понимания путей развития экономики и предоставления возможностей для развития малого и среднего бизнеса.
Комментирует Игорь Опадчий, адвокат, партнер U&G Partners:
Выдержит ли украинская экономика режим военного положения? Ответ на этот вопрос, в первую очередь, зависит от того, какие именно мероприятия правового режима военного времени будут осуществляться.
Закон Украины «О правовом режиме военного времени» предусматривает мероприятия от безобидных для экономики, вроде взятия под усиленную охрану важных экономических объектов, до трудовой повинности и изъятия имущества для оборонительных целей, которые лягут тяжелым бременем на экономические плечи страны.
Но даже в случае применения только «безобидных» положений волна негатива от самого факта введения военного положения будет создавать экономике Украины проблемы ещё долгие годы.
Главным экономическим последствием введения военного положения станет применение форс-мажорной оговорки в договорах.
Наше законодательство не имеет четкого определения форс-мажорных обстоятельств. В Гражданском и Хозяйственном кодексах употребляются понятия «случай» и «непреодолимая сила».
В соответствии с ч. 4 ст. 219 Хозяйственного кодекса Украины, стороны обязательства могут предусмотреть определенные обстоятельства, которые ввиду чрезвычайного характера этих обстоятельств являются основанием для освобождения их от хозяйственной ответственности в случае нарушения обязательства, вследствие данных обстоятельств, а также порядок удостоверения факта возникновения таких обстоятельств.
Таким образом, если стороны предусмотрели в конкретном договоре форс-мажорную оговорку, то это конкретное обязательство может быть не выполнено заинтересованной стороной без всяких правовых последствий.
Кроме того, подтверждённый факт форс-мажорных будет иметь юридическое значение для:
приостановления течения срока исковой давности (п. 1 ч. 1 ст. 263 Хозяйственного кодекса Украины).
приостановления течение срока для зачисления выручки или поступления импортируемой продукции по внешнеэкономическим контрактам ( ст. 6 Закона Украины «О порядке осуществления расчетов в иностранной валюте»);
выполнения налоговых обязательств (п. 100.5 ст. 100 Налогового кодекса Украины).
Подготовила Кристина Болотова, Минфин