После Налогового кодекса народные депутаты приняли 8 законов для работы с проектом бюджета-2016. Среди них резонансные нормы об открытии банковской тайны и отмене импортного сбора.
«Сиквел» законов 16 января
Рада разрешила раскрытие банковской тайны. Делиться данными о клиентах банки будут по запросу Минфина. Цель — мониторинг движения средств по счетам тех, кто обратился за соцпомощью. Делают это ради экономии средств, выявления «фиктивных» бедняков — под лозунгом адресности помощи.
«Состоятельные семьи не должны ее получать, — считает замминистра финансов Роман Качур. — Если человек официально работает в селе в бюджетной организации, а карточка для выплаты зарплаты зарегистрирована в отделении банка в Киеве, где и проходят все транзакции по карте, то либо человек отдал карточку ребенку, который учится в Киеве, либо зарплата оформлена на фиктивного работника».
Эксперты оценивают верификацию как необходимый шаг. «Есть большое подозрение, что на фиктивных бюджетников идет существенная часть госрасходов. Думаю, следующий шаг — прописать потолок ежегодного дохода, ниже которого человек будет получать льготу, выше — нет», — считает экономист Александр Жолудь.
Но юристы считают этот контроль очень опасным. «Чем это лучше скандальных законов 16 января? Речь о прямом ущемлении прав человека. Выстраивается тоталитарный механизм для контроля всех, даже самых маленьких финансовых потоков, — это также удобный механизм для сохранения власти», — считает старший партнер компании «Кравец и партнеры» Ростислав Кравец.
Также Рада отменила дополнительный импортный сбор объемом в 5–10%. Им облагается вся ввозимая продукция, кроме энергоносителей и некоторых медикаментов, и с его отменой можно было бы ожидать удешевления.
Но эксперты говорят, что существенного снижения цен не будет. Хотя бы потому, что при скачущем курсе доллара продавцы закладывают валютные риски в цену. То есть если она и снизится, то очень незначительно, а учитывая, что средний официальный курс доллара, заложенный в бюджете, — 24,1 грн, стоит готовиться к росту цен на импорт.
Госпредприятия и банки
Депутаты также предприняли попытку упорядочить получение прибыли от госпредприятий (причиной мог послужить прецедент с «Укрнафтой», контролируемой Игорем Коломойским, которая отказывалась перечислять дивиденды за 3 года объемом 1,8 млрд грн).
Принят закон об обязательном отчислении 30% прибыли госпредприятиями в бюджет (сегодня эта планка действительна лишь для самых крупных, остальные отдают 15%). Ожидается, что норма принесет в бюджет 5,2 млрд грн.
«Но компании есть разные, среди них множество убыточных: у них цепочки выстроены так, что они просто не получают денег, — пояснил экономист Александр Охрименко. — Это попытка распределить деньги «вручную», дорисовать бюджет: предприятиям будут давать лишь то, что свыше этих 30%».
Наконец, еще один закон призван «способствовать капитализации банков» — финучреждения не будут признавать проблемными, если дирекция подаст в НБУ программу по капитализации. Однако в его реалистичность верится с трудом: смельчаков, готовых вкладывать в наши банки, часть которых в черном списке у регулятора, нет ни внутри страны, ни в ЕС.
Тарас Козуб, ВЕСТИ