Кабмин сделал очередную попытку взять под «контроль» интернет в Украине.
И сделать это пытаются под видом защиты авторских и смежных прав в сети интерне, приняв законопроект №4629. Аналогичная попытка была и ранее в 2015 году, однако предложенный тогда фактически тот же законопроект, но под №3353 был отозван.
«Новым» законопроектом поданным Кабинетом министров планируется внести изменения в Кодекс Украины об административных правонарушениях, Закон Украины «О нотариате», Закон Украины «Об авторском праве и смежных правах», Закон Украины «О телекоммуникациях» с целью имплементации Соглашения об ассоциации между Украиной и Европейским союзом в части защиты авторского права в сети интернет.
Для этого, что, на мой взгляд, является единственным положительным шагом, предоставляется право нотариусам обеспечивать доказательства в сети Интернет. Однако сам порядок должен быть еще разработан Минюстом и будем надеяться, что он не сведет на нет этот положительный момент.
Кроме этого, что можно также положительно оценить, на уровне закона появляются понятия: веб-сайт, собственник веб-сайта, поставщик услуг хостинга, хотя, на мой взгляд, описание самих терминов довольно сыровато и может быть двояко истолковано.
Законопроектом предложено добавить способы правовой защиты авторского права путем требования удаления или предотвращения доступа к информации, нарушающей авторское право и (или) смежные права; требования о предоставлении информации, идентифицирующей пользователя, разместившего на сайте информацию, нарушающую авторское право и (или) смежные права, или данные владельца сайта, который использует услуги хостинга для размещения и предоставления доступа к информации, нарушающей авторское право и (или) смежные права; удаления или предотвращения доступа к информации, нарушающей авторское право и (или) смежных правах.
В этой связи предложено дать возможность суду принимать решения или определения о предоставлении информации, идентифицирующей пользователя, разместившего на сайте информацию, нарушающую авторское право и (или) смежные права, или владельца сайта, который использует услуги хостинга для размещения и предоставления доступа к информации, нарушающей авторское право и (или) смежные права.
На мой взгляд, данные изменения не столько связаны непосредственно с защитой авторского права, сколько направлены на упрощение процедуры получения информации о конечном пользователе сети Интернет разместившем ту или иную информацию. На сегодняшний день суды и так принимают соответствующие решения и определения.
Что же касается самого порядка прекращения и предотвращения нарушений авторского права и (или) смежных прав в Интернете путем удаления информации, нарушающей авторское право и (или) смежные права или предотвращения доступа к этой информации предложенной законопроектом фактически дает возможность на протяжении 24 часов прекратить доступ к любой информации. Возобновление же доступа при предоставлении соответствующих документов и без наличия судебного иска, возможно, не ранее чем через 10 дней. Это касается как собственника веб-сайта, так и собственника хостинга на котором находиться такой веб-сайт. Таким образом, можно скрыть любую информацию включая закрытие целых сайтов физически находящихся и размещенных на украинском хостинге.
Кроме того с целью защиты авторского права законопроект предусматривает в обязательном порядке размещение на хостинге и веб-сайте в свободном доступе следующей информации:
1) полное имя или наименование владельца сайта и поставщика услуг хостинга;
2) полный адрес места жительства или местонахождения владельца сайта и поставщика услуг хостинга;
3) контактную информацию владельца сайта и поставщика услуг хостинга, в том числе адрес электронной почты и номер телефона, по которым с ними можно оперативно связаться;
4) информацию о регистрации владельца сайта и поставщика услуг хостинга как юридического лица в государстве местонахождения, в частности в торговом, банковском или судебном реестре, в том числе реквизиты реестра, регистрационный номер или другие средства идентификации в реестре, если владелец сайта и поставщик услуг хостинга является юридическим лицом.
Таким образом, появляется возможность получить полную информацию о хостинге, где размещен веб-сайт и о собственнике самого сайта соответственно. Кроме того собственники веб-сайтов также должны предоставлять информацию о пользователях якобы нарушивших авторское право.
Помимо прочего, вводиться административная ответственность за непринятие мер по прекращению нарушения авторского права и (или) смежных прав в сети Интернет, а также за нарушение правил размещения информации, идентифицирующей владельца сайта или поставщика услуг хостинга. При этом право составлять соответствующие административные протоколы делегировано органам внутренних дел, а рассматривать споры по таким правонарушениям делегировано районным судам.
При этом ответственность лиц уведомляющих о якобы нарушениях авторского права, если такая информация не подтверждена или не соответствует действительности, законопроектом не предусмотрена.
Подводя итог можно отметить, что данные изменения направлены скорее на построение тоталитарного государства и получения контроля над пользователями интернета, чем реальной защиты авторского права и смежных прав, за исключением появления у нотариусов возможности обеспечивать доказательства в сети Интернет.