Полезный опыт. Как табачную продукцию продают в странах ЕС

Какая система дистрибьюции сигарет построена в Италии, Франции и Испании. Что для себя может выбрать Украина.

Табачные изделия в Италии, Франции и Испании поставляет компания Logista, которая контролирует практически 100% рынка сигарет в некоторых странах Южной Европы. Почему Еврокомиссия считает монодистрибьюцию приемлемой?

Существуют разные модели дистрибьюции табачных изделий. В США, Великобритании, Германии, ЮАР, Южной Корее действует система свободной конкуренции. В Италии, Франции и Испании, Японии, Швеции, Венгрии и др. наиболее эффективной стала монодистрибьюция. В Южной Европе данную работу выполняет компания Logista. Она не только занимается поставками табачных изделий в более чем 300 тыс. торговых точек в Италии, Франции, Испании, Португалии и Польши, но и занимается администрированием налогов. Работу компании, наценка которой составляет всего 3−4%, одобряют в Еврокомиссии. Какой опыт может перенять для себя Украина?

Несколько слов о Logista. Как испанская компания стала монодистрибьютором в странах Южной Европы

ВИталии о дистрибьюции табачных изделий заговорили еще в прошлом столетии — с 1975 года процесс доставки и продажи этих товаров стали упрощать. Похожие процессы проходили и в других странах Южной Европы. Например, спустя год после начала либерализации в Италии, французская госмонополия Seita стала терять свои позиции, а через 20 лет была приватизирована. В 1996 году в Испании право заниматься продажей и доставкой табачных изделий получили частные компании, которые смогли вводить в портфель новые продукты.

Компания Logista появилась в 1999 году как логистическое подразделение компании Altadis, а спустя годы стала монодистрибьютором на рынке табачных изделий. Никаких ограничений в странах Южной Европы на доставку товаров не существует — этот рынок открыт для других игроков. Но производители отдают предпочтение монодистрибьюции.

Сейчас Logista Group доставляет сигареты, сигары, табак для самокруток примерно в 300 000 торговых точек в Испании, Франции, Италии и Португалии, а также оказывает логистические услуги в Польше через свою дочернюю компанию Logista Polska. «Logista является оптимальным дистрибьютором в Южной Европе, получив доверие производителей табачных изделий, а также эффективно наладив работу компании, благодаря нейтралитету и операционной независимости. Компания предоставляет производителям и точкам продаж полный сервис, позволяет производителям отслеживать продукцию по всей цепочке поставок, а также предоставляет клиентам информацию в реальном времени о продажах их товаров и объемах запасов», — говорится в сообщении компании.

Правительство Франции де-факто попросило компанию Logista консолидировать рынок с целью упрощения контроля над дистрибьюцией табачных изделий

Logista оказывает и дополнительные услуги — компания консолидирует акциз от розничных точек и передает его в Министерство финансов Франции и Министерство финансов Италии. Как правило, налог платится производителями и/или импортерами, но во Франции и Италии действует «отсрочка» по уплате акциза — налог в казну перечисляет дистрибьютор, когда товар выезжает со склада. В Украине же производители платят его еще до того, как выпустят свою продукцию.

Монодистрибьюция не является для табачного рынка проблемой, считают в Еврокомиссии. «Правительство Франции де-факто попросило компанию Logista консолидировать рынок с целью упрощения контроля над дистрибьюцией табачных изделий», — рассказывает один из клиентов Logista во Франции.

Как работает система доставки. Сколько зарабатывает Logista

Logista работает с минимальной наценкой — 3−4%, заработки ритейлеров составляют 6−8% от розничной цены. Для сравнения: в Украине дистрибьютор работает с наценкой 3−4%, что соответствует европейской практике. При этом, компании могут самостоятельно оговаривать свою наценку с производителями, выполняя при этом, определенные требования

Наценка дистрибутора Logista в Южной Европе составляет 3−4%. Для сравнения: в Украине дистрибьютор работает с такой же наценкой 3−4%, что соответствует европейской практике.

Устанавливать промо-цены производителям и рознице запрещено. Деятельность дистрибьюторов и ритейлеров контролируется Налоговой и таможенной службой во Франции, Независимой Администрацией Государственных Монополий в Италии.

Основные преимущества Logista для рынка

 — Доминирующие позиции на рынке — доля рынка 100%

— Компания принимает участие в фискальной политике, в борьбе с контрафактом, во внедрении мер антитабачной политики и соблюдении честных условий по работе с производителями

 — Развитая инфраструктура — 6 распределительных центров и более 70 тыс. пунктов доставки во Франции, 8 РЦ и более 55 тыс. точек доставки в Италии

 — Полный спектр дополнительных сервисов для производителей и ритейлеров: мерчендайзинговые услуги, планирование поставок и другие услуги

— Диверсификация бизнеса: по географии (напр., вышли на рынок Польши), продуктовым категориям (напр., батарейки)

— Оптимизация операций — совместное использование транспортных средств и складов для разных продуктовых категорий, внедрение новых технологий

— Акции компании торгуются на Испанской фондовой бирже

На что обратить внимание — уроки для Украины

ВУкраине сформировалась смешанная модель дистрибьюции. Свою продукцию компании продают через дистрибьютора с национальным покрытием и ключевым клиентам — ТЕДИС, АТБ, Fozzy Group (Fozzy C&C, Сильпо, Фора), Metro, Novus, Billa, Фуршет и другим оптовым игрокам.

Большая часть продукции в Украине продается через одного дистрибьютора — это неплохо для любой страны и не противоречит требованиям законодательства, говорит управляющий партнер юридической компании Кравец и партнеры Ростислав Кравец. «Контролировать работу одной компании проще, чем десяти. Это позволяет внедрить более прозрачную процедуру сбора налогов и бороться с нелегальным рынком. Все можно отследить — кто выпустил товар, и кто его приобрел», — говорит Кравец.

Контролировать работу одной дистрибьюторской компании проще, чем десяти. Это позволяет внедрить более прозрачную процедуру сбора налогов и бороться с нелегальным рынком. Все можно отследить — кто выпустил товар, и кто его приобрел

Украине стоит ужесточить контроль за табачным рынком, считают эксперты. Например, можно усилить критерии в отношении участников табачного рынка, которые занимаются реализацией и логистикой табачных изделий с целью выведение с тени недобросовестных торговцев, что позволит государству получать налоги в полном объеме «Государство может жестче контролировать работу табачного рынка через налоговую инспекцию, а совместно с Нацполицией — бороться с нелегальным рынком», — говорит экономист Алексей Буряченко.

Желаемым также является введение системы track&trace, которая позволяет отслеживать путь каждой пачки сигарет от производителя к дистрибьютору, рассказывает менеджер комитета по вопросам импорта и торговли алкогольными напитками Европейской бизнес-ассоциации Кристина Линиченко. «Эта система показала свою эффективность в соседних странах. Кроме того, нужно проверять поставки товаров, которые выпускаются для Duty Free», — говорит она. Все эти проблемные вопросы во многих странах ЕС решаются при помощи монодистрибьюции.

НВ

АО «Кравец и Партнеры»

Залишити коментар

Ваша e-mail адреса не оприлюднюватиметься. Обов’язкові поля позначені *