ГФС собирается патрулировать улицы вместе с полицейскими, чтобы отлавливать нерастаможенные авто. Правда, по закону фискалы не имеют на это права, говорят юристы.
Государственная фискальная служба Украины начнет «охоту» на нерастаможенные автомобили с иностранной регистрацией. «Страна» разобралась в подробностях вопроса и в том, действительно ли это поможет бороться с тотальной «нерастаможкой» машин.
В чем проблема?
Закон разрешает ввозить машину без уплаты таможенных платежей на территорию другого государства на срок лишь до одного года. Но украинцы умело обходят эту норму закона. Благодаря различным махинациям, автомобили на иностранной регистрации ввозят в Украину так, что их владельцы не платят высокие таможенные пошлины – следовательно, украинский бюджет не дополучает миллиарды гривен налогов.
«Вопрос с контрабандой автомобилей за последние 20 лет независимости Украины подымался очень остро несколько раз. В нашей адвокатской практике было 3-4 случая, когда схемы по контрабанде авто прикрывали украинские таможни. Завозились нерастаможенными десятки, а то и сотни автомобилей, во времена Януковича очень популярными были номера-«двойники». Если помните, был скандал с двойным сервером у Госавтоинспекции, который и регистрировал эти автомобили. Так что если ГФС всерьез возьмется за борьбу с контрабандой, это надолго прекратит любые махинации с незаконным ввозом и нерастаможкой автомобилей», – объясняет юрист Ростислав Кравец.
Как украинцы обходят закон?
Одна из схем выглядит следующим образом.
«Посредники предлагают подобрать автомобиль на одном из европейских сайтов. По результатам переговоров покупатель оплачивает посреднику стоимость автомобиля и сами услуги посредника, который обещает привезти авто со всеми необходимыми документами для легального передвижения по Украине. После этого посредник покупает автомобиль в Литве и регистрирует его на местную литовскую контору. Далее оформляет страховку на минимальный один месяц и доставляет автомобиль до границы с Украиной, где новоиспеченному покупателю передают автомобиль. В сопровождении посредника и по его указаниям авто заезжает на территорию Украины в режиме временного ввоза. Затем посредник снимает автомобиль с учета в Литве, а документы, переданные покупателю, в виде контракта на работу, договора подряда и прочей ерунды являются не более чем филькиной грамотой и нигде не зарегистрированы, то есть не несут никаких правовых последствий. Таким образом, с момента снятия автомобиля с учета в стране регистрации данный автомобиль уже нелегально находится на территории Украины, не зависимо от сроков ввоза», – описывает схему финансовый эксперт Сергей Креймер.
Как налоговики будут искать нерастаможенные авто?
По данным Креймера, сейчас ГФС готовит списки всех автомобилей, которые были ввезены на территорию Украины в режиме временного ввоза с 1 января 2007 года (!) – то есть, собирают базу почти за десять лет.
«Все автомобили, которые нарушили таможенный режим более чем на 48 часов, будут переданы в розыск. С 1 ноября 2016 года планируют запустить систему автоматического анализа режимов, и подача в розыск будет производиться автоматически. Сейчас выявлены явные рекордсмены из Болгарии и Литвы, которые ввезли более 2000 авто на одно юрлицо. Абсолютным рекордсменом является литовская контора, которая ввезла более 3800 автомобилей в режиме временного ввоза», – сообщил он. И добавил, что по всем юридическим лицам, нарушившим режим ВВ, отправляются запросы в налоговые органы регистрации для проведения дополнительных проверок.
По словам Креймера, для того, чтобы выявлять автомобили с иностранной регистрацией сотрудники налоговой начнут патрулировать улицы вместе с полицейскими. «С октября будут проводится совместные рейды с полицией, а также тестирование системы автоматического выявления автомобилей с иностранной регистрацией на пунктах «поток», – прогнозирует он.
Правда, по словам главы Ассоциации юристов Украины Дениса Бугая, по закону фискалы не имеют на это права. «Закон запрещает полицейским передавать документы владельца автомобиля третьим лицам. Я не очень себе представляю, каким образом фискалы собираются патрулировать улицы совместно с полицейскими. Если меня, например, на улице остановит полиция вместе с налоговиками, я лично просто откажусь предъявлять им документы на машину и по закону буду абсолютно прав», – утверждает специалист.
Что грозит нарушителям закона?
Нерастаможенное авто – это контрабанда. Так что владельцам таких машин, если фискалам все же удастся их поймать на улицах, придется платить огромные штрафы или даже нести уголовную ответственность.
«С иностранцами, которые ввезли автомобиль на территорию Украины, будут разбираться путём взыскания штрафов в стране постоянного резиденства… При неуплате штрафа по 485 ТКУ в течении 5 рабочих дней [фискалы] будут ходатайствовать об аресте имущества, кроме самого автомобиля .Всем, кто ввёз более одного автомобиля, отдельный привет в виде статьи УК», – объясняет Креймер.
Денис Бугай считает, что за это правонарушение также может последовать изъятие автомобиля. «Но это произойдет только в случае, если машина пребывает в Украине дольше разрешённого срока», – добавляет специалист.
Что даст охота фискалов на нерастаможенные авто?
По мнению Дениса Бугая, подобные меры фискальной службы не будут эффективными в борьбе с нерастаможенными автомобилями. «До тех пор, пока это будет выгодно, люди будут в обход закона перевозить автомобили в Украину из-за границы. А там машины стоят в разы дешевле, чем у нас. Глупо прикрывать провал налоговой и таможенной реформы сказками о незаконно ввезённых автомобилях и Iphone», – отмечает юрист.
Ростислав Кравец хоть и одобряет инициативу ГФС, но считает, что сейчас для нее не время: «ГФС стоило бы в первую очередь заняться разработкой налогвой политики. Чтобы налоговое законодательство в Украине стало предсказуемым. Чтобы отошли от практики, когда 29 декабря вносятся поправки в Налоговый кодекс, и люди с ужасом встречают первое января, не понимая, какие и в каком порядке они должны платить налоги. Да, поимка нерастаможенных авто – это важно. Но стратегически правильнее было бы заняться разработкой новой налоговой политики, которая даст возможность людям достойно зарабатывать и приобретать машины честно, платя все налоги, а не будет вынуждать народ искать пути уклонения от них».
Анастасия Пасютина, СТРАНА.UA