Вчера Конституционный суд начал разбираться, соответствует ли Закон «О системе гарантирования вкладов физических лиц» Конституции Украины.
Производство по делу было открыто еще в феврале этого года. Его инициатором стал Верховный Суд, который подал соответствующее конституционное обращение.
В ВСУ считают, что приняв закон, Верховная Рада изменила подход к системе гарантирования вкладов физических лиц, причем не в лучшую сторону. Положения документа нарушают норму Конституции, гарантирующую нерушимое право частной собственности и равные права граждан при его защите. В частности, лимит в 200 тыс. грн (такую максимальную сумму ФГВФЛ выплачивает вкладчикам) нужно отменить, поскольку он ограничивает права клиентов. По мнению представителя Верховного Суда Василия Гуменюка, граждане должны иметь гарантию возврата своих вкладов в полном объеме.
Кроме того, депозиты, «сгоревшие» в банках-банкротах, нужно компенсировать всем, в том числе крупным вкладчикам, чьи вклады превышают 200 тыс. грн., и юрлицам. Что касается самого ФГВФЛ, то, по мнению ВСУ, тот явно превышает свои полномочия. В частности, фонд надзирает за неплатежеспособными банками, не являясь при этом органом государственной власти (де-юре ФГВФЛ — юридическое лицо публичного права) и частично дублируя функции НБУ. При этом фонд не подчиняется ни одному органу власти, а лишь сотрудничает и координирует свои действия с НБУ.
Есть претензии и к очередности возврата вкладов. Согласно действующему закону, фонд является кредитором третьей очереди и получает средства прежде вкладчиков. Тогда как до принятия этого документа в 2012 году действовал обратный порядок: сначала компенсации выплачивались всем физическим лицам, и только после этого ФГВФЛ.
В самом фонде утверждают, что нормы спорного закона отвечают современным европейским практикам и адаптированы к директивам ЕС. В частности, речь идет о мандате Фонда по урегулированию неплатежеспособности банков, а также установленной очередности удовлетворения требований кредиторов. В фонде также говорят, что фактически требования ФГВФЛ в третьей очереди — это ни что иное как требования вкладчиков по депозитам в размере до 200 тыс. грн., по которым Фонд уже провел выплаты. Поэтому, если он пропустит вперед вкладчиков, чьи депозиты превышают 200 тыс. грн., это нарушит «принцип справедливости».
Вердикт КСУ будет иметь чрезвычайное значение для пострадавших вкладчиков.
Значительная доля этих средств была одолжена у правительства и НБУ, то есть, по сути, взята из госбюджета. И фонду еще предстоит компенсировать более десятка миллиардов гривень, даже если параметры выплат останутся неизменными.
У юристов нет однозначного мнения по поводу того, что будет если Конституционный суд согласится с ВСУ и признает закон неконституционным. «В этом случае снова вступит в силу закон, действовавший до 2012 года. В этом случае очередность выплат изменится, и вкладчики с депозитами 200 тыс.грн. плюс будут получать свои средства до ФГВФЛ», — убежден адвокат, старший партнер АК «Кравец и партнеры» Ростислав Кравец.
Другие правоведы считают, что деньги не получат даже те, кому сейчас полагается гарантированный минимум до 200 тыс. грн. «Признание Закона неконституционным не означает автоматического возврата к жизни старого закона, т.к. нет механизма который бы возвращал юридическую силу законам, которые ее раньше утратили», — говорит адвокат, директор департамента АФ «Грамацкий и партнеры» Игорь Реутов. «До принятия нового законодательства получение вкладов должно будет проводиться по закону «О возобновлении платежеспособности должника или признании его банкротом». Он предусматривает сложные процедуры вхождения в состав кредиторов и получения возмещения. Вряд ли лица, вклады которых не превышают 200 тыс. грн., смогут при этом эффективно защитить свои права», — утверждает в своем блоге управляющий партнер АО Suprema Lex Виктор Мороз.
В любом случае, ни у крупных вкладчиков, ни у юрлиц, скорее всего, нет шансов получить потерянные средства. Количество гривни, которую в этом случае пришлось бы напечатать НБУ, выглядит просто фантастически. К примеру, только в Дельта Банке по состоянию на 1 апреля 2015 года (банк был признан неплатежеспособным двумя неделями раньше — 15 марта) средства клиентов, по данным НБУ, превышали 40,8 млрд.грн., включая средства юрлиц и крупных вкладчиков. Из них фонд собирался выплатить гарантированные суммы только в размере 16 млрд грн.
По данным ФГВФЛ, по состоянию на 1 февраля 2016 года он успел компенсировать 15,391 млрд грн. В банке «Финансы и кредит» накануне введения временной администрации средства клиентов превышали 21 млрд грн., из которых фонд планирует возместить 10,4 млрд.грн. (на 1 марта 2016 года возместил 9,4 млрд грн.). То есть только для полной компенсации средств вкладчикам этих двух банков придется «нарисовать» более 36 млрд грн. А если прибавить сюда кредиторов остальных 70 банков, сумма увеличится в несколько раз. Что будет в этом случае с экономикой, несложно догадаться.
В Конституционном суде говорят, что вердикт по этому делу может быть вынесен еще до конца мая. Эксперты считают, что в случае законодательного коллапса, депутаты постараются быстро протолкнуть закон, схожий по содержанию с нынешним документом. Чтобы признать и его неконституционным, понадобится не один год. В результате каждый останется при своем — Фонд гарантирования с привычными полномочиями, мелкие вкладчики — с компенсациями, а юрлица и обманутые «випы» — опять без денег.
Татьяна Очимовская, Деловая столица