Девальвация гривны, отсутствие инвестиций, падение уровня жизни и низкая страховая культура привели к тому, что показатели по сборам страховых платежей и одновременно уровень платежеспособности страховщиков Украины по итогам 2015 года значительно ухудшатся по сравнению с 2013 и 2014 годами.
Уже сегодня эксперты рынка оценивают долю потенциальных банкротов на уровне 30% от общего количества страховых компаний. Однако, считают эксперты, не это является главной проблемой украинского страхования.
«Основная беда страхового рынка, а особенно потребителей страховых услуг – демонстративная беспомощность надзорных органов в вопросах защиты прав страхователей и отсутствие контроля над рынком со стороны государства», — считает Борис Визиров, экс-председатель Национальной комиссии по регулированию рынков финансовых услуг.
По его мнению, и при нынешних полномочиях Нацкомфинуслуг в состоянии навести порядок среди страховщиков. «Проблема обмана страхователей была бы менее болезненной, если бы касалась только добровольных видов страхования. Но речь идет о принудительной защите, в том числе и об обязательном страховании ответственности миллионов украинских водителей по системе ОСГПОВНТС, где выплаты гарантирует государство в рамках установленных лимитов», — отмечает Борис Визиров.
Нацкомфинуслуг, в чьи обязанности входит регулирование и контроль над страховым рынком, практически парализована, признает Ростислав Кравец, старший партнер адвокатской компании «Кравец и партнеры».
«С одной стороны, это связано с тем, что готовится слияние с Национальным банком, с другой – отсутствием профессионалов и видения дальнейшего развития страхового рынка у Нацкомфинуслуг», — полагает он.
Того же мнения придерживаются многие страховщики. Руководители общественных организаций страхового рынка в социальной сети Facebook не единожды, сравнивая работу Нацбанка и Нацкомфинуслуг в этом году, делали выводы не в пользу комиссии. Ярким примером несостоятельности Нацкомфинуслуг, как регулятора страхового рынка является скандал со страховой компанией «Украина», которая продолжает страховать украинцев даже после лишения лицензий.
После аннулирования лицензий СК «Украина», по оценкам экспертов, было реализовано еще 60 тысяч полисов этой компании. Потерпевшие по таким горе-страховкам, не отыскав страховщика, пойдут за выплатами в МТСБУ. Гендиректор МТСБУ Владимир Шевченко прогнозирует, что по обязательствам СК «Украина» из фондов бюро придется выплатить 25-30 млн грн или 1-1,2 млн долл. по сегодняшнему курсу. Таким образом, названа цена демонстративной беспомощности Нацкомфинуслуг по одному лишь случаю с СК «Украина».
«Но если не примут изменений в законодательство, то и Моторное бюро вряд ли заплатит за эту компанию в ближайшие годы. В лучшем случае, потерпевшие получат деньги через пять-семь лет. В худшем – никогда. Поэтому ситуация с «Украиной» — не безобидное нарушение, а проблема, которая грозит стать тенденцией», — считает Борис Визиров, видя выход в реформе страхового рынка и активном участии в его работе Нацкомфинуслуг, которая сейчас де-факто самоустранилась от проблем.
Напомним, летом 2015 года СК «Украина» выиграла тендер МВД, застраховав 300 авто киевской патрульной полиции на сумму 273 тысячи гривен. С момента страхования патрульных авто произошло, как минимум, 15 ДТП с участием этих машин.
Источник: 112.ua