В связи с ухудшением экономического положения граждан, в украинских банках увеличилось количество проблемных кредитов.
Как правило, кредиты, которые финучреждения уже не в состоянии вернуть самостоятельно, они передают коллекторским компаниям.
Впоследствии чего, нередко заемщики сталкиваются с ситуациями, когда коллектор в телефонном режиме позволяет себе лишнее.
«Минфин» узнал у специалистов, как вести себя в разговоре с невежливым коллектором, прежде чем исполнять его требования?
Комментирует Ростислав Кравець адвокат, старший партнер АК «Кравець і Партнери»:
В первую очередь, при получении звонка от коллекторской компании, перед началом разговора предупредите, что разговор будет записываться, попросите представиться и указать фамилию, имя и должность звонящего. Также попросите сообщить в какой компании он работает и на основании чего представляет ее интересы либо звонит вам, какими документами подтверждаются его полномочия. Если ответы на эти вопросы вы не получите, продолжать разговор бессмысленно.
Зачастую коллекторы представляются сотрудниками правоохранительных органов. В таком случае, процедура приема звонка такая же: предупреждение о записи разговора, уточнения имени и фамилии, должности и места работы. После этого попросите перезвонить позже для уточнения в соответствующем РОВД или прокуратуре о наличии такого работника.
Даже, если все данные о себе звонящий вам назвал, попросите его все требования изложить в письменном виде и направить вам по почте. Сообщите, что ответ вы также предоставите в письменном виде.
Если звонящий сотрудник коллекторской компании осуществляет звонки во внерабочее время т.е. ранее 9:00 и позднее 18:00 — это нарушает ваши права. Тоже самое касается отказа представиться, предоставить документы, угроз и т.д. Подобные действия можно квалифицировать по нескольким статьям уголовного кодекса: вымогательство, принуждение к исполнению гражданско-правовых отношений, превышение власти и служебных полномочий и т.д., в зависимости от действий и угроз звонящих. Все разговоры с коллекторами желательно записывать, о чем обязательно предупреждать звонящих перед началом разговора.
В случае нарушения звонящими ваших прав, поступления угроз, рекомендую зафиксировать номер и время звонка, после чего обратиться с соответствующим заявлением о преступлении в правоохронительных органы.
Самое главное не молчать и при нарушении своих прав обращаться в правоохранительные органы
В последнее время подобные заявления довольно быстро регистрируют и начинают досудебное расследование. На сегодня уже есть ряд уголовных дел по коллекторским компаниям, которые уже рассматриваются в суде и вероятнее всего по которым будут вынесены обвинительные приговора сотрудникам и руководству коллекторских компаний.
Комментирует Владимир Клочков, адвокат, управляющий партнер адвокатского объединения «Клочков и партнеры», член совета адвокатов г. Киева:
Довольно часто возникают ситуации, когда звонит неизвестный человек, представляется коллектором и требует денежные средства по кредиту, и тому подобное.
При этом, может быть так, что у лица, которому звонит коллектор, нет и никогда не было задолженности по кредиту, договору займа и т.п., а может быть, что есть судебное решение о взыскание с лица денежных средств.
В обоих случаях, являетесь вы должником или нет, любые звонки неизвестных лиц с «требованием» оплатить денежные средства являются незаконными, ведь существует четко установленный законодательством порядок исполнения решений суда.
При этом, довольно часто коллекторы при звонках или угрожают (отобрать все имущество или лишить родительских прав, и т. п), или такие звонки совершают по 20 раз на день или больше, или звонят ночью и др.
Такими звонками коллекторы могут «преследовать» не только лицо, которое имеет обязательства по кредиту, но и родственников, знакомых, сотрудников, руководство лица-должника.
Конечно, такая ситуация создает негативную ситуация для человека и его окружающих, «срывает» работу предприятия, где такое лицо работает и т.д.
Фактически такие действия квалифицируются по ст. 355 Уголовного кодекса Украины как принуждение к выполнению гражданско-правовых обязательств.
Вместе с тем, часто коллекторы во время телефонных разговоров пытаются общаться так, чтобы это выглядело не как вымогательство, а как «напоминание» о том, что в случае неуплаты кредита лицо будет иметь негативные последствия.
В любом случае при звонках коллекторов следует общаться следующим образом:
1. Предупредить, что вы записываете телефонный разговор на диктофон для фиксирования правомерности вызова и для защиты ваших интересов от обычного телефонного вымогательства.
2. Соответственно после этого может быть два варианта развития событий, либо коллектор не захочет с вами общаться, или продолжит разговор.
3. Соответственно, если коллектора не испугает запись вашего телефонного разговора на диктофон, необходимо выяснить данные о коллектора (спросить ФИО, место работы) и выяснить, какое вообще отношение такой коллектор имеет к задолженности (представитель банка, заимодавца и тому подобное). Или есть решение суда? Существует ли договор о переуступке долга с банком, кредитором и т. п?
4. После этого, необходимо предложить коллектору обратиться к вам письменно. При этом не сообщать свой адрес, ведь если коллектор является «добросовестным», то все данные у него и так есть.
5. Далее продолжать любые другие разговоры с коллекторами не стоит.
6. Если коллектор будет все равно преследовать вас звонками, стоит обращаться в правоохранительные органы.
В любом случае для решения вопроса с коллекторами должным образом, необходимо обратиться к адвокату, который сможет и правильно оценить возникшую ситуацию и квалифицированно составить необходимые заявления в правоохранительные органы, жалобы, совершить другие необходимые процессуальные действия.
Подготовили Кристина Болотова, Юлия Бондарь, МИНФИН