Сообщения о визитах проверяющих (а иногда и вовсе сторонних лиц, которые из ложной скромности не хотят вам представляться), стали появляться все чаще. Из последних громких случаев — изъятие серверов у NIC.UA и серия визитов в офис бизнесмена Гарика Корогодского. Что означает новая волна проверок? Речь идет о борьбе с реальными экономическими преступлениями или проверяющие просто вернулись к старым схемам? А главное, что делать бизнесменам в сложившейся ситуации? Об этом рассказывают партнеры украинских юридических компаний.
Артем Афян, управляющий партнер ЮК «Юскутум»:
Что касается возобновившихся проверок, интересный ответ дал один следователь «Ну вы же видите, какая ситуация в стране». Получается, что правоохранители относятся к этому, как к плановому наполнению бюджета, получили разнарядку – и вперед. Я не говорю, что все проверяющий так думают, но многие.
Пока не будет проведена налоговая реформа, все будет оставаться по-старому, и деятельность налоговиков будет больше похожа на рэкет. Раньше нам говорили, что теневую схему с участием конвертационных центров придумал Янукович, и бизнесу пришлось принять эти правила игры. Теперь что получается: Януковича мы не ловим, зато наказываем бизнес.
Пока что реформы в налоговой сфере не получаются. Налоговый компромисс, к примеру, глобально всех проблем не решает. Даже если бизнес идет на компромисс и закрывает какой-то конкретный вопрос, это не дает понимания о том, как работать дальше. Ведь если правила не меняются – завтра опять будет претензия, и так по кругу.
Нужно начать с амнистии. И здесь два направления. Первое – снять налоговую удавку ос всех. Поскольку работать в созданных условиях и платить все налоги – просто невозможно. А второе направление – это амнистия капитала, Нужно объявить, что все капиталы, полученные до определенного периода, легализуются, и по ним не будет больше никаких вопросов. Точка. И обеспечить защиту частного капитала. И установить понятную и выполнимую сетку налогообложения, например. 10, 12, 15%.
«Пока не будет проведена налоговая реформа, все будет оставаться по-старому, и деятельность налоговиков будет больше похожа на рэкет»
Если говорить о рекомендациях, которые позволят бизнесу не терять контроля над ситуацией в случае неожиданного визита гостей, то, в первую очередь, я рекомендую серьезно отнестись к юридической защите бизнеса. Собственник должен понимать, что к юрзащите нужно относиться так же ответственно, как к защите физической. Он ведь покупает окна, двери, ставит сигнализацию. С юридической защитой та же ситуация. Вторая рекомендация – работать с сотрудниками. Нужно провести инструктаж, чтобы каждый понимал, что он должен, а чего не должен делать в этой ситуации. Ну и третье – провести внутреннюю ревизию рисков. Чтобы выявить свои слабые стороны.
В целом я хотел бы отметить, что особенно хуже не стало. На самом деле, все это время проверки не прерывались – как проводились, так и проводятся. Другое дело, что сами факты таких проверок сегодня воспринимаются боле остро. Это связано с ожиданиями, которые возникли после Майдана, ведь бизнес активно поддерживал Революцию достоинства. Пришло разочарование, поскольку заметного улучшения условия работы не произошло. Кроме того, падение рынка, снижение продаж и оборотов уменьшает возможности бизнеса компенсировать и решать вопросы с проверяющими. Плюс элемент неопределённости – если раньше были все же, какие-никакие, правила игры, то сегодня не понятно, что будет дальше? Что произойдет после проверки? Чего еще ждать?
Лично я уверен, что ущерб от деятельности правоохранителей, занимающихся расследованием экономических преступлений, гораздо больше, чем ущерб от самих экономических преступлений. Государству было бы выгоднее просто распустить все эти структуры и компенсировать потери от преступлений из бюджета, вышло бы дешевле.
Конечно, все это негативно сказывается на развитии бизнеса. Руководители думают о том, чтобы перенести бизнес в другую страну. Инвесторы, которые заходят на местный рынок, трижды подумают. И дело даже не в войне. Не в АТО. Потому что в любой момент к ним в офис может прийти лейтенант Петренко и изъять оборудование на миллионы долларов.
Но даже в этой ситуации есть поводы для оптимизма. Реформы, какие-никакие, все же происходят. Например, реформа ППС могла бы стать образцом для реформирования других правоохранительных органов. Кроме того, есть небольшие улучшения в вопросе упрощенного налогообложения. Осталось сделать так, чтобы улучшение условий для бизнеса стало более систематическим явлением.
Ростислав Кравец, старший партнер «Кравец и Партнеры»:
Сейчас стоит говорить не столько о визитах, сколько о неизменном стиле работы, отсутствии уважения к предпринимателям и налогоплательщикам. Никто не думает о последствиях и не несет ответственности за действия налоговиков, порой просто убивающих работающий бизнес.
Особых изменений в стиле работы проверяющих нет. Все изменения связаны исключительно с новым КПК, в соответствии с которым необходимо получать определение следственного судьи. Однако из-за большой загруженности судов это особой сложности не составляет. В большинстве своем следователи, подавая соответствующие ходатайства, основываются на вымышленных или фальсифицированных фактах.
В большинстве случаев даже лица остались те же. Хотя стоит отметить, что особо одиозные личности решили на время затаиться или пойти служить в АТО для того, чтобы избежать люстрации. Хотя вся их служба связана с контролем за перемещением товаров в зону и из зоны АТО или Крыма, и никак не связана с реальной защитой территориальной целостности Украины.
Рыба гниет с головы. Пока руководство не поймет свою социальную ответственность перед обществом — ничего не измениться, какие бы новые нормативные акты не принимались бы. Уровень коррупции как в правоохранительных, так и налоговых органах остается стабильно высоким, а популизм руководства этих органов не является механизмом для его снижения.
«Рыба гниет с головы. Пока руководство не поймет свою социальную ответственность перед обществом ничего не измениться, какие бы новые нормативные акты не принимались бы»
Если говорить о рекомендациях по защите бизнеса, то во-первых не стоит хранить уставные документы и документы, к которым не желателен доступ проверяющих и посторонних, в самом офисе компании. Также я бы рекомендовал иметь несколько официальных зарегистрированных печатей, чтобы проверяющие не могли заблокировать работу компании. Помимо этого необходимо технически так настроить работу компании, чтобы вся информация, в том числе и бухгалтерская, хранилась и архивировалась на внешние сервера. Также желательно всему руководящему составу компании иметь подписанные персональные договора с адвокатом, и без его присутствия официально отказаться от дачи каких-либо пояснений, о чем письменно указать в протоколе допроса, обыска или изъятия техники и документации.
На сегодняшний день действия фискалов практически убивают оставшийся работающий бизнес в Украине. И я не исключаю, что в случае продолжения и стимулирования такой политики бизнес, особенно I Т-бизнес, постепенно переместиться из Украины в другие страны.
Сергей Шапов, руководитель департамента уголовной практики ЮК «Алексеев, Боярчуков и партнеры»:
В вопросах отношения бизнеса и власти существуют определенные, совершенно объективные принципы, которые отлично действуют в правовом государстве, но остаются лишь призрачной путеводной звездой на стадии построения последнего. Выглядит все достаточно ясно – это прописные истины: для спокойного сна и успешной деятельности бизнесу надо знать и исполнять существующие в государстве законы, платить налоги, а установленные законами правила должны быть общеизвестны и прозрачны. Казалось бы, у нас никто не против исполнения закона. Вместе с тем, не секрет, что Украина занимает последние места в мировых рейтингах легкости ведения бизнеса, а в вопросах коррупции – мы в лидерах! Ситуация часто усугубляется и политической составляющей, а также потребностью наполнения бюджета, который трещит по швам.
Экономика и политика тесно связаны, потому контролирующие органы используются у нас, порой, для вразумления политических оппонентов. Надо полагать, что государство изначально сознательно закладывает своего рода «мину» в отношениях с бизнесом, установив планку налогов и обязательных платежей более чем в 43% от каждой заработанной работником гривны.
В результате имеем падение деловой активности, стагнацию экономики в целом, снижение доверия международных партнеров. Естественно, это не может не сказаться на состоянии дел с исполнением законов в государстве и эти вызовы несомненно скажутся и на юридической практике.
«Государство изначально закладывает своего рода «мину» в отношениях с бизнесом, установив планку налогов и обязательных платежей более чем в 43% от каждой заработанной гривны «
Вместе с тем, сложившаяся ситуация вовсе не безнадежна. Государство когда-то, несомненно, с помощью международного сообщества, выйдет на нормальные для европейской державы позиции, как по качеству жизни, так и по ее продолжительности. Но еще долго будет занимать умы наших соотечественников вопрос о природе необычно яркой экономической даровитости и о деловых талантах приближенных к власти сограждан.
Для всех остальных можно дать лишь совершенно простые, банальные советы по выживанию, которые теоретически должны помочь. А именно: надо знать закон; надо выполнять закон, четко следовать возложенным законом обязанностям; а в сложных вопросах прибегать к помощи специалистов – адвокатов, юристов.