Евробляхеры обвалят цены на б/у авто

На прошлой неделе парламент принял в первом чтении законопроекты о доступной растаможке евроблях (№ 4643-д и 4644-д). В них заложен новый механизм переоформления авто на иностранной регистрации. «Минфин» оценил, как разрешение вопроса с евробляхами повлияет на авторынок.

На прошлой неделе парламент принял в первом чтении законопроекты о доступной растаможке евроблях (№ 4643-д и 4644-д).

Принятие законопроектов прошло на фоне акций протестов евробляхеров, которые требовали внести в повестку дня ВР другой законопроект — № 3704. В нем предлагается другая формула растаможки, но главное — увеличение транспортного сбора с владельцев новых авто.

Но в итоге общественная организация АвтоЕвросила, которая отстаивает интересы бляхеров, дала отмашку на прекращение протестов и заявила, что будет добиваться изменений условий растаможки в проекте ко второму чтению. Так что в итоговом документе могут быть изменения.

Также остается немало вопросов по запуску новой льготной растаможки. Во-первых, все ли авто смогут переоформить по формуле, во-вторых, как массовая растаможка евроблях повлияет на авторынок. Ведь не исключено, что владельцы блях начнут массово избавляться от этих авто, что может сказаться на средних ценах в сегменте подержанных иномарок.

Что записано в проектах

Напомним основные нововведения проектов № 4643-д и 4644-д:

-Льготной растаможке подлежат авто, которые были ввезены в Украину до 31 января 2020 года и находятся в режиме временного ввоза или транзита.

-Легковое авто на иностранной регистрации должно быть не ниже стандарта Евро-2 (под эту категорию подпадают авто, выпущенные в1995 г и позже), а грузовое — не ниже стандарта Евро -5 (с 2009—2010 гг.).

-На одного человека можно растаможить по одному авто из следующих категорий: легковое, грузовое или прицеп.

-Режим льготной растаможки будет действовать 180 дней с даты вступления закона в силу. Закон вступает в силу через 2 месяца с момента публикации. По этому пункту возможны изменения. В «АвтоЕвросиле» анонсировали переговоры с профильным комитетом по пересмотру сроков растаможки в проекте ко второму чтению.

-Растаможка авто будет проводиться по формуле: базовая ставка +Ve+Fe, где базовая ставка, привязанная к возрасту авто. Она составляет от нуля (для авто до 9 лет) до 150 евро (для 15-летних машин). Ve — объем двигателя в кубических сантиметрах умноженный на коэффициент. Коэффициент зависит от объема двигателя и варьируется от 0,2 до 0,5. Fe — ставка налога, которая зависит от типа мотора. Она составляет 100 евро для всех авто, кроме гибридных и электрокаров (для них ставка — нулевая).

-НДС будут рассчитывать не с полной стоимости авто, как сейчас, а от суммы, рассчитанной по формуле. То есть, если по формуле за растаможку насчитают 600 евро, то НДС — 20% от этой суммы или 120 евро.

-Ввозная пошлина в размере 10%, которая сейчас действует при импорте всех автотранспортных средств, при льготной растаможке начисляться не будет.

Таким образом общая сумма растаможки любой евробляхи не должна превысить тысячу евро, а во многих случаях будет еще дешевле. Это, бесспорно, главный плюс проектов, ведь многие евробляхеры не таможили авто именно из-за цены.

Выигрывают владельцы дорогих авто

В отличие от предыдущих формул растаможки, включая действующую, в новой формуле не учитывается стоимость авто.

С одной стороны, это плюс так как убирается одна из самых коррупционных составляющих, — отмечают в Институте исследова-ний авторынка.

Завышение стоимости авто на таможне давно уже стало проблемой номер один для владельцев подержанных иномарок. Ведь все налоги (НДС, ввозная пошлина, то есть, в общей сложности треть от стоимости транспортного средства) сильно зависели от того, в какую сумму оценят авто.

Таможня же зачастую оценивала выше реальной стоимости, причем, нередко — в разы. Это аргументировали тем, что, дескать, водители занижают инвойсы. Таможенники взяли на вооружение так называемую методику Шваке, когда при оценке авто учитывается его цена в салоне, степень износа, средний ценник на вторичном рынке. То есть, получалась цифра в буквальном смысле с потолка. А, чтобы получить более низкую оценку, приходилось искать «своих»” брокеров, услуги которых стоили недешево (до 500 долларов и выше).

Если же новые проекты получат статус законов, от завышенной оценки удастся избавиться.

С другой стороны, как говорит один из руководителей «АвтоЕвросилы» Александр Чернявский, растаможка получается «несправедливой», ведь одинаковую сумму придется платить и за дорогое авто, и за иномарку эконом-класса.

«Чем новее и, соответственно, дороже авто, тем меньше придется заплатить. Растаможка элитных авто обойдется дешевле, чем бюджетной малолитражки», — отмечают эксперты Института исследований авторынка.

К примеру, растаможка авто за 3 тысячи евро и за 30 тысяч евро с примерно одинаковыми исходными данными (тип двигателя и его объем) будет стоить в районе тысячи евро. Но для авто за 3 тысячи это 30% стоимости, а для машины за 30 тысяч — только 3%.

«Вечные» евробляхи и распродажа на авторынках

«С принятием законов по льготной растаможке всплывет и ряд практических вопросов», — говорит глава адвокатского объединения «Кравец и партнеры» Ростислав Кравец.

Один из главных — как переоформить авто, если с документами на него есть проблемы. А таких случаев будет немало. Ведь в свое время авто на еврономерах оформлялись на иностранных собственников или зарубежные фирмы (литовские, польские), в том числе, «однодневки».

По прошествии нескольких лет многие формальные европейские собственники попытались избавиться от проблемного имущества, а некоторые фирмы давно закрылись. То есть, найти «собственника», чтобы он снял с учета авто по месту регистрации и оформил сделку купли-продажи с украинским водителем, удастся далеко не всем.

Что делать тем, кто не сможет переоформить документы — вопрос открытый. Ведь согласно отечественному законодательству не снятые с иностранной регистрации автомобили к таможенному оформлению в Украине не допускаются.

Глава компании AutoConsulting Олег Омельницкий считает, что многие евробляхеры могут отказаться таможить авто по новой формуле и из-за цены. «Она все же отлична от нуля, а те, кто покупал авто за 500 евро, вряд ли захотят платить за переоформленние тысячу», — говорит эксперт.

Впрочем, с учетом того, что на сегодняшний день по дорогам страны колесит 500−750 тыс евроблях, даже растаможка части из них может буквально взорвать рынок.

Дело в том, что сейчас евробляхи фактически не влияют на уже сложившуюся ценовую конъюнктуру украинского рынка б/у авто. На перепродажу выставляются авто, которые прошли растаможку по достаточно высоким расценкам, и эти затраты учтены в ценнике.

К примеру, BMW 520 2009 года выпуска на украинской специализированной площадке по продаже авто стоит около $ 11 тыс. Но в Германии цена аналогичного автомобиля — всего порядка $ 6 тыс. То есть, если владелец такого авто на евробляхах растаможит его за тысячу евро, то сможет выставить машину на перепродажу за $ 7,5−8 тыс и при этом не только покрыть все расходы, но и заработать.

Тогда как для собственника авто, растаможенного в прошлые годы, такой ценник — сплошные убытки.

Еще больший ценовой разрыв может быть по дорогим иномаркам, растаможка которых ранее стоила целое состояние, а с принятием новой формулы подешевеет в разы.

«Возможны временные искажения цен на автомобили. Растаможенные по специальным условиям машины могут появиться в продаже по ценам ниже рыночных. Особенно — элитные авто, разница по которым может составлять до нескольких десятков тысяч долларов», — отмечают в Институте исследований авторынка.

Понятно, что потенциальным покупателям б/у авто такая ситуация выгодна, ведь появляется возможность сэкономить. Но вот для продавцов подержанных иномарок это чревато сплошными разочарованиями, так как придется отдавать авто со значительным дисконтом.

Минфин

АО «Кравец и Партнеры»

Залишити коментар

Ваша e-mail адреса не оприлюднюватиметься. Обов’язкові поля позначені *