Битва за медиаплощадки. Коломойский и Ахметов схлестнулись за право “дирижировать” выборами

В разгар предвыборной кампании в руках Игоря Коломойского концентрируется самая мощная в истории Украины медиамашина.

Две недели назад официально стартовала предвыборная кампания в местные советы, которая завершится голосованием 25 октября, когда города, районы, территориальные общины получат новых депутатов и мэров. В разгар этого процесса один из олигархов – Игорь Коломойский – получил неожиданное “удвоение” своей медиаимперии, которая является официальным партнером “Студии 95”, связанной с президентом Владимиром Зеленским.

Однако экспансию медиамашины Коломойского готовится остановить другой олигарх и медиамагнат – Ринат Ахметов. Он имеет свои виды на выборы и, как считается, имеет влияние на правительство.

Решение АРМА

11 сентября тендерный комитет Национального агентства Украины по вопросам выявления, розыска и управления активами (АРМА) назвал компанию “1+1 Интернет” из группы “1+1 медиа” Коломойского победителем в конкурсе на управление “Украинским медиа холдингом” (УМХ), принадлежащего беглому олигарху Сергею Курченко.

В 2017 году на активы УМХ был наложен арест в связи с уклонением Курченко от налогов и отмыванием доходов, а в прошлом году их передали в распоряжение АРМА. И сейчас агентство готовится передать эти активы Коломойскому, чью медиаимперию могут пополнить такие активы, как:

  • радиостанции Джем FM, Радио Пятница, Lounge FM, NRJ, Авторадио, Ретро ФМ;
  • порталы Korrespondent.net, Bigmir.net, I.ua, Tochka.net;
  • печатные издания “Теленеделя”, “Аргументы и факты в Украине”, “КП в Украине”, “Корреспондент”, “Деньги”, “Команда”, “За рулем”;
  • типография Укрполиграфмедиа;
  • сети магазинов печатной продукции “Твоя пресса” и др.

“УМХ – достаточно серьезный медиахолдинг, и пока все идет к тому, что его получит структура, связанная с “1+1″ Коломойского. Это очень серьезно укрепит любой холдинг в Украине и сделает его одним из ведущих”, – считает директор Украинского института анализа и менеджмента политики Руслан Бортник.

Благодаря такому шикарному приобретению, в “1+1” (8,5 млн уникальных посетителей по данным Gemius) придут также еще 5,7 млн посетителей сайтов УМХ (данные за июль). Хотя пользователи этих медиаресурсов, вероятно, отчасти “перемежаются” между собой, сами ресурсы концептуально разные – телевидение и радио.

“У УМХ в первую очередь радийные частоты и лицензия, а не телевизионная, а создавать дополнительно еще какой-то радиоканал, который никто активно слушать не будет,  сложная история. Тем более, что медиа находятся в достаточно кризисном положении, в том числе и в связи с коронавирусом, который подкосил не только малый, но и крупный бизнес. Сейчас нет резона дотировать еще дополнительные медиа, которые вряд ли принесут существенный результат”, – считает директор Института публичной политики и консалтинга Сергей Быков.

Заполучить активы УМХ желает любой крупный игрок на медиарынке. Ведь раскрученные радиостанции и сайты холдинга – отличный инструмент влияния на общественное мнение, что особенно актуально в период выборов, в которых любой из олигархов не может не иметь свой интерес.

“УМХ является очень мощным холдингом. И, конечно, разные группы хотели бы получить его под свой контроль. Нельзя сказать, что ценность только в какой-то лицензии. Ценность непосредственно в той аудитории, которая потребляет контент от группы УМХ. У УМХ – широкая аудитория”, – говорит Быков.

5 млн в месяц

Согласно условиям тендера, будущий “распорядитель” холдинга предложил наиболее выгодные условия, в том числе гарантированные ежемесячные перечисления в госбюджет в сумме 5 млн грн, а также прогнозированные поступления в него в сумме 8 млн грн. Правда, эксперты полагают, что АРМА слишком оптимистично подает эти цифры.

“Схема очень простая: мы берем в аренду бизнес и обещаем государству, что заплатим минимум в месяц 5 млн грн. По условиям тендера победитель должен платить либо 8 млн гривен, а если у него не получается заработать денег, он обещает 5 млн грн. Я думаю, что больше 5 млн платить не будут, ведь это же не материальные активы, их нельзя “пощупать” физически. Как можно посчитать, взял ли ты деньги за постановку или продажу диджитали или нет”, – считает член правления Интернет Ассоциации Украины (ИнАУ) Александр Глущенко.

Пока что “Плюсы” по факту не получили в свое полное распоряжение УМХ, речь идет только о победе в конкурсе. Еще нужно получить согласие со стороны Антимонопольного комитета (АМКУ).

Ахметов против

В отборе, помимо “1+1 Интернет”, принимали участие ряд других компаний, в том числе ООО “Сегодня Мультимедиа”, которая входит в “Медиа группу Украина” (МГУ) Рината Ахметова. Группа еще до конкурса заявила, что его проведение нарушает законодательство, а результаты могут быть оспорены в суде.

При этом компания Ахметова в отличие от Коломойского, предложила самые “худшие” условия – она была готова взять в управление УМХ за… 1 грн в месяц. У такой смешной цены есть, однако, подоплека. Юристы полагают, что таким образом готовится юридическое право именно для оспаривания итогов конкурса.

“Само участие в конкурсе уже дает возможность в дальнейшем оспаривать его результаты. Если бы они не приняли участие, то оспорить не могут. А раз приняли участие, то какой бы результат ни был, если он их не устраивает, у них будут все основания заблокировать процесс. Это чисто технический подход”, – считает старший партнер адвокатской компании “Кравец и Партнеры” Ростислав Кравец.

Таким образом, “укрепление” медиаимперии Коломойского по факту может затянуться и “утонуть” в технических и судебных проволочках. Такой интерес к УМХ со стороны структур обоих олигархов, полагает адвокат, может иметь как экономическую, так и политическую подоплеку.

“Я не знаю, какие там производственные мощности, но думаю, что ценность этого холдинга –в авторских правах на определенные раскрученные издания – интернет, печать, радио, лицензии на какие-то частоты. Впереди местные выборы, а радиостанции – это определенный ресурс для рекламы структур и кандидатов”, – полагает Кравец.

UBR

АО «Кравец и Партнеры»

Залишити коментар

Ваша e-mail адреса не оприлюднюватиметься. Обов’язкові поля позначені *