Билеты на ЖД по $200 и газ без скидок: что сулит украинцам приватизация

Следом за украинской землей украинские власти готовятся отдать под распродажу акции трех крупнейших стратегических предприятий страны — УЗ, «Укрпочту» и «Нафтогаз». Главной целью частичной приватизации чиновники называют повышение их эффективности. Но, как показывает практика, вместо повышения качества услуг украинцы рискуют получить лишь очередной удар по карману, а государство — лишиться чуть ли не последних прибыльных активов.

“Денег на содержание нет”

На прошлой неделе ВР приняла в первом чтении законопроект, которым предлагается утвердить список из 74 госпредприятий, в которых доля государства должна составлять 100%. Указано также девять АО, в них доля Украины должна составлять 50% +1 акция. Среди них такие гиганты, как НАК «Нафтогаз Украины», АО «Укрпочта» и АО «Укрзализныця». Документ разрешает приватизацию 49% акций этих обществ, тогда как сейчас государству принадлежит по 100% акций этих компаний.

Как объясняет «Вестям» советник президента по экономическим вопросам Олег Устенко, решение, которое принял парламент — это скорее решение для глобального движения на приватизацию. «Каждая государственная компания, особенно когда речь идет о крупных, таких как «Укрзализныця», «Укрпочта» и «Нафтогаз», на протяжении последних десятилетий с завидной регулярностью сталкивается с различного рода проблемами. Это и поезда, которые сходят с рельс, и, что не менее важно, не совсем прозрачные финансовые отчетности, которые наблюдаются во всех перечисленных выше компаниях», — отмечает Устенко.

Второй вопрос связан с тем, что практически каждая из этих компаний требует технической модернизации. «А это вопрос больших инвестиций, которые государство сейчас дать не может. И единственный выход — это попытаться привлечь инвестора путем выставления части акций на свободный рынок», — сказал «Вестям» Устенко.

При этом, по его словам, если речь идет о монопольных компаниях, то замена их частниками всегда сопряжена с большим количеством рисков. «Поэтому очень многое будет зависеть от того, как будут выписаны инвестиционные договора. Это вопрос, над которым сейчас работает ФГИ», — сказал «Вестям» Устенко.

“Скидок по газу больше не будет”

Одним из самых лакомых активов, которые остались в Украине, безусловно является «Нафтогаз». «Укргаздобыча», которая входит в его структуру на сегодняшний день добывает более 70% газа в стране. Чистая прибыль самого «Нафтогаз», по данным обнародованного ранее финплана, в 2021 году ожидается около 11,5 млрд грн. Выплаты в пользу государства ожидаются на уровне 58,1 млрд грн.

Стоит заметить, что его прибыльность — это во многом заслуга высоких тарифов, которые платят украинцы. В самой компании уже давно не скрывают, что главной целью до 2025 года видят вывод компании на IPO (первичное публичное размещение акций на бирже. — Авт.). Что принесет компании такое решение — вопрос весьма спорный. С одной стороны, как уверяют сторонники приватизации, это позволит привлечь дополнительные инвестиции и увеличить добычу собственного газа, но с другой — есть все риски потери контроля над компанией. «С точки зрения внешнего управления, продажа 49% акций будет означать передачу контроля над ключевым государственным предприятием. Ведь абсолютно не важно, какая доля у вас. Важно, кто управляет. На примере «Укрнафты» мы видим, что совсем не нужно иметь мажоритарный пакет, чтобы управлять бизнесом», — говорит «Вестям» энергетический эксперт Валентин Землянский. Он имеет в виду, что, даже несмотря на наличие контрольного пакета акций у госдарства, все ключевые решения принимались миноритарными акционерами. В число которых входит олигарх Игорь Коломойский.

По словам эксперта, по такой логике становится абсолютно понятно, почему правительство не идет на снижение цен на газ для населения. «Все делается для того, чтобы показать максимально возможный финансовый результат перед тем, как вывести на компанию на биржу. И делается это за счет украинцев.

В противном случае мы бы сейчас говорили о пересмотре цены для населения, формировании годового контракта на основе цены собственной добычи и имели 5–6 грн за куб. м», — говорит «Вестям» Землянский.

Кроме самой добычи, иностранцев интересуют хранилища. «ПГТ находятся в собственности «Укртрансгаза». По сути, под 100%-м контролем «Нафтогаза». Если говорить про IPO, то иностранцев могут интересовать только две вещи — это добыча и хранение. Причем хранение интересует даже больше. Во-первых, это позволит обеспечить энергетическую стабильность ЕС, а во-вторых, это дает возможность производить выгодные операции, реализуя и храня газ на територии Украины, но по ценам с привязкой к европейским биржам», — отмечает Землянский.

А вот украинцам приватизация ничего хорошего не сулит. «Если «Нафтогаз» перестанет быть на 100% государственной компанией, то влиять каким-то образом на цены государство, боюсь, больше не сможет», — сказал «Вестям» Землянский. Это значит, что применение граничных цен на газ для населения, которые были установлены в этом году на уровне 6,99 грн за куб. м, после частичной приватизации станет невозможным. И в случае повышения цены на газ на европейских биржах пропорционально будет расти цена куб. м и в платежках.

В то же время, как говорит «Вестям» глава комитета Верховной Рады по вопросам энергетики и жилищно-коммунальных услуг Андрей Герус, перспектива частичной приватизации пока весьма туманна. «Нет никаких шансов, что в этом году «Нафтогаз» будет выведен на IPO или частично приватизирован», — сказал «Вестям» Герус.

“УЗ не интересна иностранцам”

А вот «Укрзализныце» пока похвастаться перед возможными инвесторами нечем. Чистый убыток компании за девять месяцев 2020 года составил 11,36 млрд грн. Такие результаты объясняют падением доходов от перевозок из-за Covid-19. В добавок основные средства компании находятся в катастрофическом состоянии износа. Около 98% локомотивов и поездов, 93% пассажирских вагонов, 70% грузовых вагонов и 30% путей отработали свой срок службы и требуют замены или глубокой модернизации. И для того чтобы ситуация изменилась, необходимы кардинальные шаги и колоссальные инвестиции.

Одним из выходов из ситуации в правительстве видят частичную приватизацию. Но, как говорит «Вестям» заместитель министра финансов Александр Кава, в таком состоянии компания просто не интересна инвесторам. К тому же, по опыту других стран, приватизация железной дороги не всегда несет ожидаемый эффект. «Как показывает опыт разных стран, все железные дороги находятся в государственной собственности. Прецедентов по приватизации железных дорог не было. Были попытки приватизировать в Эстонии и Англии. Но это привело к тому, что спустя время их пришлось национализировать и платить за эту национализацию гораздо большую сумму, чем было получено за приватизацию. Железные дороги эффективно работают только при достаточном государственном финансировании. А частники это обеспечить не могут. Поэтому эксперименты в Украине проводить точно не стоит. Нужно заниматься развитием отрасли, а не отвлекать внимание на подобные вещи», — сказал «Вестям» Кава.

По его словам, до недавнего времени единственным прибыльным направлием в УЗ были международные транзитные грузовые перевозки. «И то, за последние пять лет они сократились на 60%. В таком состоянии наша железная дорога не интересна никому. Техническое состояние ужасное, а технологически она осталась в 60-х годах прошлого века и нуждается в больших капитальных вложениях. Более того, железная дорога выполняет множество социальных функций. В том числе перевозка пассажиров по тарифам, которые гораздо ниже себестоимости, а также перевозка отдельных категорий грузов по тарифам ниже себестоимости. В таких условиях бизнес работать не будет. УЗ уже много раз раз то включают, то исключают из приватизационного списка. Но это не более чем бег на месте и имитация бурной деятельности. Железные дороги развиваются только благодаря огромным вложениям со стороны государства. А просто под шумок забрать самые сладкие активы и высокорентабельные виды деятельности, оставив на государстве только убыточную деятельность, абсолютно несправедливо», — говорит «Вестям» Кава. К тому же такие шаги могут привести к абсолютно неконтролируемому росту цен на ЖД перевозки. Частные ЖД-операторы есть во многих странах. И стоимость билетов там намного выше, чем в Украине. Например, билет на поезда частной компании по маршруту Лондон — Эдинбург (длина 550 км, 4–5 часов в пути) стоит 146–166 фунтов стерлингов, или 175–200 долл. Тогда как проезд поездом Париж — Ницца (длина 850 км, 6–7 часов) государственной компании SNFC стоит в среднем 87–106 долл., хотя вы путешествуете на значительно большее расстояние и с большей скоростью. На «Укрзализныце» же поезд Киев — Львов «Интерсити» (550 км, 5 часов) стоит 14–40 долл. Это более чем в пять раз дешевле стоимости перевозок в Великобритании.

Вопрос почты

Что касается «Укрпочты», то, при всей своей закостенелости и отсталости, предприятие имеет несколько очень привлекательных для покупателя активов. Во-первых, это наличие огромного количества недвижимости (1,3 млн кв. м!), а также готовое финансовое учреждение с инфраструктурной сеткой и налаженными логистическими связями по всей стране. Кроме того, открывается огромное поле для обслуживания клиентов в сельской местности, где нет инфраструктуры традиционных банков.

Но главное, что «Укрпочта», как и «Укрзализныця», сегодня обеспечивает ряд социальных функций. А они зачастую прямо противоречат логике экономических бизнес-процессов, которые заключаются в получении и максимизации прибыли. «Если говорить про «Укрпочту», то это даже более чувствительная социальная тема. Ведь, кроме прочего, это еще и доступ в села и доставка пенсий. Поэтому очень важно, как будет выписан инвестиционный договор. Но президент не раз подчеркивал, что главный вопрос сегодня не в спешке, главное — это правильно выписанная документация с целью минимизации рисков. Именно этим сегодня занимается ФГИ», — сказал «Вестям» советник президента по экономическим вопросам Олег Устенко.

“Семь раз отмерь – один отрежь”

В то же время, как говорит «Вестям» эксперт Growford Institute, экономист Виктор Скаршевский, представители нынешней власти, да и многие эксперты, переоценивают значение большой приватизации. Особенно в наших условиях, когда отсутствует защита прав собственности, а регуляторные институты — слабые. «Самое главное — это что будет происходить после смены формы собственности. Улучшится ли управление, будут ли инвестиции, повысятся ли зарплаты, будут ли созданы новые рабочие места? Но, как показывает пример «Криворожстали», после приватизации не были выполнены даже социальные и экологические обязательства. Это говорит о том, что при слабых регуляторных органах приватизация никакого эффекта не даст. Более того, если заходит инвестор и видит в компании какие-то убыточные направления, то он в любом случае будет их закрывать. Работать они могут лишь в том случае, если они будут компенсироваться из государственного бюджета. Но зачем тогда все усложнять? Если в предприятиях есть социальная нагрузка, то такие предприятия необходимо оставлять в государственной собственности. Приоритет — улучшение эффективности на государственных предприятиях. И приватизация — не панацея, а лишь один из возможных вариантов», — сказал «Вестям» Скаршевский.

В свою очередь, адвокат Ростислав Кравец и вовсе уверяет, что подобная приватизация может привести к окончательной потере предприятий. «То, что сегодня лица, которые проходят стажировку в различных американских вузах, компаниях и разведслужбах, в Украине пытаются провести приватизацию стратегических предприятий, говорит об одном — наши иностранные партнеры хотят окончательно уничтожить экономику Украины. Мы понимаем, что инвестиции вряд ли будут, сама приватизация произойдет за копейки, как это происходило все годы независимости. И пользы для страны в целом и экономики не будет. Все эти действия направлены на подрыв экономической безопасности страны. А лица, которые выступают с этой инициативой, я считаю, подлежат привлечению к уголовной ответственности по статье «Государственная измена». Причем с избранием меры пресечения без какого-либо залога», — сказал «Вестям» Кравец.

По его словам, несмотря на то, что мажоритарный пакет акций будет у государства, держатели 49% акций получают практически безграничное влияние. «В том числе они могут блокировать проведение собраний акционеров и требовать назначения своего топ-менеджмента на ключевые должности. И фактически за это время, устроив различные корпоративные войны, они могут уничтожить эти предприятия, а всю прибыль вывести за границу. Я считаю, что инвестором может быть только украинское предприятие без права вывода средств за границу. Мы уже видели на примере приватизации отеля «Днепр», когда при отсутствии денег внутри страны сюда зашли российские деньги. Тут будет то же самое. Первым делом Украине следует убрать набсоветы с иностранцами из государственных предприятий. Как мы видим, все предприятия становятся убыточными после того, как там появляются наблюдательные советы из иностранцев», — сказал «Вестям» Кравец. Таким образом, как говорит экономист Алексей Кущ, в данном вопросе как никогда важен принцип: семь раз отмерь — один раз отрежь. «Ведь одно дело «малая приватизация» складов и устаревших АТП с автомусором. И совсем иное — таких компаний, как «Нафтогаз», УЗ и «Укрпочта». Нынешняя и завтрашняя Украина никогда не сможет создать с нуля даже нечто отдаленно напоминающее действующую железную дорогу, систему ГТС и подземных хранилищ газа. Никогда не построит новый ОПЗ, аммиакопровод или атомные станции», — резюмирует Кущ.

ВЕСТИ

АО «Кравец и Партнеры»

Залишити коментар

Ваша e-mail адреса не оприлюднюватиметься. Обов’язкові поля позначені *