Фокус выяснил, поможет ли украинским предприятиям рассчитаться с долгами закон о финансовой реструктуризации, который Верховная Рада приняла для возобновления сотрудничества с главным кредитором.
У украинского бизнеса, который погряз в проблемных долгах и судебных разбирательствах с кредиторами, может появиться новый механизм облегчения долгового бремени. Его предлагает законопроект о финансовой реструктуризации (№ 3555), одобренный Верховной Радой 14 июня 2016 года. Как отмечает старший юрист CMS Cameron McKenna Вячеслав Овечкин, этот закон, разработанный при технической поддержке Европейского банка реконструкции и развития (ЕБРР) и Всемирного Банка (ВБ), согласно Меморандуму о сотрудничестве между Украиной и МВФ должны были принять ещё до середины октября 2015 года. Однако документ был зарегистрирован в парламенте только в конце ноября, а до его голосования во втором чтении прошло более полугода. Вспомнить об этой инициативе законодателей заставило возобновление переговоров с МВФ по восстановлению программы расширенного финансирования, которая стоит на паузе с августа 2015 года. Закон о финансовой реструктуризации попал в пакет законопроектов, без принятия которых главный кредитор не поддержит выделение Украине очередного транша. Пока документ ожидает подписи президента, Фокус выяснил, чего ожидать бизнесу и банкам от этой инициативы.
Кому, как и сколько
Согласно законопроекту о финансовой реструктуризации, новым механизмом смогут воспользоваться предприятия, которые не находятся в состоянии банкротства и имеют задолженность как минимум перед одним не связанным с ним финучреждением. Но для этого финансовое положение должника должно быть критическим, а бизнес — перспективным. Чтобы запустить процедуру финансовой реструктуризации, должнику необходимо получить согласие кредиторов, которым принадлежат не менее 50% прав требования. Затем перспективность хоздеятельности заёмщика должен подтвердить отчёт независимого эксперта, которого кредиторы выберут на своём собрании. «Отчёт об анализе финансово-хозяйственной деятельности должника должен содержать прогноз его основных операционных и финансовых показателей на период реструктуризации, сведения о состоянии залогового имущества и т.д. В то же время чётких и однозначных критериев перспективности хоздеятельности законопроект не предусматривает», — комментирует юрист ЮГ LCF Виталий Тертица. Поэтому окончательное решение кредиторов о реструктуризации может быть субъективным.
«По сути, закон формализует порядок переговоров между должником и кредиторами и определяет гарантии сторон в этих переговорах», — обобщает начальник отдела правового обеспечения ПУМБ Андрей Джура. По его словам, в случае успешного завершения процедуры кредиторы утверждают план реструктуризации, который наряду с рассрочкой, отсрочкой или прощением долга может предусматривать передачу кредитору права собственности на имущество заёмщика, перевод долга в долю в уставном капитале, реорганизацию или смену руководителя должника. На согласование условий реструктуризации сторонам отводится срок в 90 дней, который по решению кредиторов можно продлить ещё на 90 дней, до 180 дней в общей сложности. По словам управляющего партнёра, адвоката ЮФ «Можаев и Партнёры» Михаила Можаева, новый механизм реструктуризации задолженности также предполагает введение моратория на удовлетворение требований кредиторов на период финансовой реструктуризации (сроком до 180 дней), остановку открытых исполнительных производств, заключение договоров об отсрочке, установление условий взаимодействия кредиторов с должниками, Фондом гарантирования вкладов физлиц и госбанками. Отдельно собеседники Фокуса обращают внимание на то, что законопроект предполагает создание абсолютно новых органов — Арбитражного комитета, Секретариата и Межведомственного наблюдательного совета, который будет включать представителей НБУ, Минфина, Минэкономразвития и Минюста. «Важным условием для эффективной работы нового механизма станет укомплектование профессиональными кадрами органов, которые будут организовывать и проводить финансовую реструктуризацию, — Наблюдательного совета, Секретариата и Арбитражного комитета. От их профессионализма и незаангажированности во многом будет зависеть реализация положений законопроекта на практике», — считает заместитель директора юридического департамента Кредобанка Юрий Шабат.
Точный объём кредитов, которые будут реструктуризированы в течение трёхлетнего срока действия закона, эксперты пока не называют. В частности, советник ЮФ «Василь Кисиль и Партнёры» Анна Сисецкая уверена, что объёмы задолженности и количество должников будут внушительными, иначе законодательная инициатива не готовились бы на столь высоком уровне с привлечением таких международных организаций, как ВБ и ЕБРР. «По данным НБУ, по состоянию на начало мая 2016 года задолженность субъектов хозяйствования перед украинскими банками составляет почти 778 млрд грн, а доля проблемной задолженности, по самым скромным подсчётам, достигает 25%. Таким образом, можно говорить о 194,5 млрд грн кредитов, которые могут быть реструктуризированы в соответствии с принятым законом», — заключает Вячеслав Овечкин.
Под действие закона о финансовой реструктуризации могут попасть проблемные кредиты бизнеса на сумму до 200 млрд грн. Однако вряд ли все предприятия, которые испытывают финансовые трудности, смогут воспользоваться этим механизмом
Благие намерения
Заявленная цель финансовой реструктуризации — улучшение положения как бизнесменов, благодаря облегчению долгового бремени, так и банков — за счёт расформирования резервов под безнадежные кредиты предприятий. «Должники получат возможность восстановить свою платёжеспособность, при этом пользуясь дополнительными бонусами в виде освобождения от обязательств по налогу на прибыль, возникающих в связи с прощением части долга. Банки, в свою очередь, воспользуются новым механизмом погашения проблемной задолженности, что не только восстановит бизнес-активность, но и оздоровит банковский сектор», — предполагает партнёр АО «СК ГРУП» Мария Аксаитова. В итоге предприятия-должники улучшат финансовое положение и продолжат работу, а банки, уменьшив объём проблемных кредитов, смогут возобновить кредитование.
Однако в новом механизме финансовой реструктуризации опрошенные Фокусом эксперты усматривают не только позитив. Отчасти возможные риски кроются в сложности и непрозрачности предложенной схемы. Как отмечает Вячеслав Овечкин из CMS Cameron McKenna, учреждение трёх абсолютно новых органов с нечёткими полномочиями (Арбитражного комитета, Секретариата и Набсовета, о которых шла речь выше) приведёт к увеличению бюджетных расходов и создаст новые возможности для коррупции. Юрий Шабат из Кредобанка опасается использования данной процедуры для затягивания погашения долгов теми заёмщиками, которые в принципе не имеют намерения выплачивать кредиты. Также собеседник Фокуса указывает на риски для кредиторов, которые не будут привлечены к процедуре финансовой реструктуризации.
Предупреждают юристы и о законодательных коллизиях. «Механизмы, предложенные законопроектом о финансовой реструктуризации, дублируют некоторые положения Закона «О восстановлении платёжеспособности должника или признании его банкротом» и блокируют возможности, предусмотренные этим законом в отношении банкротства. Кроме того, отнесение разрешения споров к арбитражу, который создаётся конкретно под процедуру финансовой реструктуризации, противоречит положениям Конституции об исключительной компетенции судов», — отмечает адвокат, управляющий партнёр АО «SupremaLex» Виктор Мороз.
«Существующие процедуры будут заблокированы, а новые не заработают в связи с противоречиями с уже действующим законодательством в данной сфере. Вступление в силу закона повлечёт практически полную остановку решения вопросов, связанных с банкротством и восстановлением платёжеспособности должников», — предполагает адвокат, старший партнёр АК «Кравец и Партнёры» Ростислав Кравец. По его мнению, следствием принятого законопроекта может быть дальнейшая отмена договоров о реструктуризации задолженности с соответствующими негативными последствиями как для должников, так и для кредиторов.
Мария Бабенко, ФОКУС