Стоп монетизации. Как решение КС о запрете сбора персональных данных повлияет на зачистку получателей субсидий

Украинцам готовят очередной сюрприз с субсидиями. «Страна» уже писала, что Минсоцполитики ищет новые способы сократить число получателей бюджетных денег, для чего, в частности, открыло охоту на заробитчан и граждан, сдающих квартиры с льготной коммуналкой в аренду.

Власти поясняют подобные «зачистки» необходимостью провести верификацию субсидиантов, то есть, вычислить тех, кто получает льготы незаконно. Без этого, якобы в Украине нельзя начать монетизацию субсидий. А она, как уже обещано МВФ, должна начаться уже со следующего года.
 
«Организовать процесс правительство не может и не хочет. И уже сейчас лихорадочно ищет лазейки, которые бы позволили отменить или хотя бы отсрочить монетизацию и в то же время не поссориться с МВФ», — пояснил «Стране» экономист Алексей Кущ.
 
Для этого прорабатывается два варианта. Первый — провести выборочную монетизацию.
 
В пилотный проект хотят включить 100 тысяч семей. На прошлой неделе в Кабмине прошло заседание рабочей группы по этому вопросу, но подробности власти пока особо не разглашают.

«Заседали кулуарно, не все смогли попасть, даже из народных депутатов. Не было и заинтересованных сторон, скажем, главы Госказначейства, хотя обсуждались вопросы, которые казначейства напрямую касаются. Очевидно, опасались скандала», — рассказал «Стране» один из правительственных экспертов.
 
Как удалось нам выяснить, главная интрига обсуждаемого варианта монетизации состоит в том, что на самом деле живых денег взамен виртуальных субсидий украинские семьи не увидят, хотя именно в этом и состоит суть монетизации.

Зато они рискуют обрасти долгами и остаться в итоге без электричества, воды и газа. Появляются и другие ловушки. Скажем, в Госказначействе может образоваться дыра в 10-15 млрд гривен, а это чревато задержками пенсий и других социальных выплат.
 
Второй вариант — вообще отказаться от монетизации. Для этого как раз появился удачный повод.

11 октября Конституционный суд принял решение, запрещающее собирать персональные данные украинцев. Фактически это ставит крест на планах Минсоцполитики проверять источники дохода (аренда жилья, вторая работа без оформления, наличие земельного участка, авто и прочее). Теперь, как и раньше, для получения субсидии нужно будет предоставить лишь справку о доходах и прописанных в квартире лицах. А это значит, что и отказывать гражданам в предоставлении субсидий чиновники смогут реже.
 
«Страна» разбиралась к чему в итоге приведут эксперименты с субсидиями
 
Будет ли монетизация?
 
Как пояснил «Стране» глава секретариата Совета предпринимателей при Кабмине Андрей Забловский, монетизация льгот, в том числе, по ЖКХ — входит в список обязательству Украины перед МВФ.

«Поэтому избежать монетизации вряд ли удастся. Собственно, и для граждан, и для бюджета это более прогрессивная система, чем традиционные льготы, которые есть сейчас. Государство сможет навести порядок в списках получателей, а коррупция здесь просто зашкаливает и многие «льготники» вполне платежеспособны. А украинцы будут получать адресную поддержку живыми деньгами», — пояснил эксперт.
 
Впрочем, все это в идеале. Власти уже провели монетизацию проезда в общественном транспорте, выделив льготникам сущие копейки (в некоторых регионах профинансирована лишь одна поездка в день в одну сторону, то есть, возвращаться домой льготнику придется уже за свои деньги). С субсидиями решили пойти еще дальше.
 
Как рассказал «Стране» нардеп Сергей Каплин, который присутствовал на заседании рабочей группы в Кабмине, вопрос выдачи живых денег вообще не обсуждается.
 
Схема, которую планирует внедрить Кабмин с 1 января следующего года такова. Первые 100 тысяч претендентов на субсидии, которые принесут документы с нового года, будут включены в пилотный проект. Им откроют персональные счета в нескольких банках (скорее всего, государственных). На эти счета ежемесячно будут зачисляться деньги из расчета социальных норм потребления. Информировать о зачисленных средствах получателей планируют через СМС.
 
Но пользоваться этими средствами украинцы не смогут. И даже не смогут платить ими за коммуналку. «Распорядителем средств будет Минсоцполитики. Оно через банки станет перечислять средства за услуги», — пояснил Каплин.
 
Остальную сумму (разницу между социальными нормами и тем, что семья потребила реально) субсидианты должны оплачивать самостоятельно.
 
Новые долги и дыра в бюджете
 
Такая схема сразу ж вызвала массу вопросов у экспертов.
 
«А как быть, если государство вдруг задержит перечисление средств? Ведь и сейчас долги бюджета по компенсациям за услуги ЖКХ перед местными властями и теплокоммунэнерго просто огромные и уже превысили 40 млрд гривен. Но сейчас людям свет и воду за это никто не отключает — поставщики терпеливо ждут выплат от государства. Что будет, если пройдет монетизация? Ответственным за оплату коммуналки становится потребитель услуг. И платить он должен вовремя. Иначе ему попросту отключат электроэнергию и воду. Плюс — никто не отменял норму, что при наличии двухмесячной задолженности человек автоматически теряет право на субсидию. При таком раскладе у нас все «монетизированные» попросту останутся без субсидий», — считает аналитик Фонда общественной безопасности Юрий Гаврилечко.
 
Но есть еще один нюанс.

«Раньше субсидиальные деньги шли с Минфина, через Госказначейство в соответственные финуправления областей и районов, а оттуда — на счета компаний, предоставляющих услуги. Теперь, если программу монетизации отдадут Минсоцполитики, оно будет передавать деньги сразу на личные счета получателей субсидий в государственных банках («Ошадбанке», «Привате») а, возможно, и других приближенных к власти. В итоге получится значительный кассовый разрыв в Госказначействе, а вся страна уже видела, чем это опасно», — говорит Каплин.

Он имеет в виду задержки пенсий в июле этого года, которые возникли из-за того, что у Госказначейства в нужный момент не оказалось на счетах нужной суммы. «Дыру», которая может возникнуть после закрытия казначейству доступа к субсидиальным деньгам, депутат оценивает в 10-15 млрд гривен в год. 
 
«Возмущает, что вопрос монетизации жилищных субсидий, который затрагивает большинство граждан, обсуждается в «узком кругу» и под покровом тайны. Профсоюзы, к примеру, не пригласили к участию в дискуссии, хотя это прямо нарушает закон «О социальном диалоге в Украине». Обещали монетизацию, которая бы заинтересовала человека экономить. Но ее, судя по всему, не будет. В итоге армия тех, кто не сможет платить по счетам в следующем году только вырастет. Ведь на 20% повысится стоимость газа и отопления, и на 30%  — электроэнергии. А повышение минимальной заработной платы в бюджете на 2019 год предусмотрено всего лишь на 12%. С учетом национального законодательства и международных обязательств Украины, конвенций МОТ №117 и 131, минимальная зарплата должна быть не ниже 7 700 гривен. Получается, что обязательства перед МФВ наши чиновники выполняют, а перед другим партнером – Международной организацией труда — выполнять не торопятся. Этот вопрос мы выносим на повестку дня всеукраинской акции протеста, которая пройдет по всей стране 17 октября», — подытожила председатель Всеукраинского профсоюза промышленников и предпринимателей Наталия Землянская.
 
Субсидии по-старому
 
Впрочем, не факт, что власти решатся даже на пилотную монетизацию.
 
11 октября Конституционный суд принял решение, которым признал сбор персональных данных на граждан незаконным.
 
«Скажем честно, такую информацию Минфин стремился получать без вашего согласия чтобы усомниться в ваших правах на получение субсидий, льгот, иных выплат. Усомниться и лишить вас законных прав — аннулировать получение льгот и субсидий. И назывался этот тотальный контроль – верификацей/проверкой социальных выплат. Суд посчитал это неконституционным и неоправданным вмешательством в право человека на частную и семейную жизнь», — написала на своей странице в Facebook правозащитница Елена Лукаш.
 
Она пояснила, что, согласно решению КС, чиновники не смогут собирать, в том числе, данные о материальном состоянии. 

«В частности, не смогут проверять данные реестров ГФС (учет доходов граждан), Минюста (учет имущества), проводить мониторинг заявленных доходов и осуществленных расходов, искать «теневую» занятость», — написала Елена Лукаш.
 
Старший партнер адвокатской компании «Кравец и партнеры» Ростислав Кравец пояснил «Стране», что Кабмин может придумать дополнительные требования к получателям субсидий, но теперь они будут незаконными.

Аргументом при получении субсидий будут только фактические данные, подтвержденные документами и справками. Но Кравец также напомнил, что никто не отменял отвественности за недостоверные данные, предоставленные претендентом на льготы. Если человека поймают на лжи — заставят вернуть все полученные ранее деньги.
 
Впрочем, по мнению Куща, данное решение КС означает полный разворот в схеме получения субсидий. Теперь их, как и ранее, будут давать на основании справок о доходах (если коммуналка превышает 15% совокупного дохода проживающих в квартире лиц). То есть, формальных поводов для отказа в субсидиях станет в разы меньше.
 
«Ранее принятие такого решения КС всячески тормозилось властями. То, что оно наконец принято говорит либо об ослаблении вертикали власти, либо о том, что самом правительству такое решение выгодно. И второй вариант более вероятен. Теперь власти могут отсрочить запуск монетизации субсидий и не поссориться с МВФ. Запустят разработку нового законопроекта, который бы учитывал решение КС и предлагал новые способы верификации. Понятно, что до выборов такой документ вряд ли примут», — говорит Кущ.
 
По его словам, монетизировать субсидии сейчас просто невозможно. «У нас компенсацию по коммуналке получает больше 50% домохозяйств, а монетизацию можно проводить, если этот показатель не превышает 5-10%», — пояснил Кущ.
 
Для украинцев в всей этой истории есть две новости. Хорошая — субсидию будет получить проще. Плохая — денег на всех не хватит.
 
В проекте бюджета на следующий год на субсидии заложено 55 млрд. грн., что почти на 10 млрд. грн. меньше, чем в этом году. Но, как пояснил Юрий Гавриченко, на следующей год перейдет еще и долг государства перед теплокоммунэнерго и местными властями по компенсациях за услуги ЖКХ (еще 60 млрд. грн). Плюс, по совам экономиста Виктора Скаршевского, цифра в 55 млрд. грн на субсидии явно не учитывает повышения тарифов, которое неизбежно (уже известно, что газ для населения подорожает, как минимум, на 23%).
 
При таком раскладе деньги закончатся уже к марту. «Но, собственно, главная задача власти — протянуть до выборов. А чем будут платить субсидии потом, похоже, никого не волнует», — подытожил Алексей Кущ.

Людмила Ксенз, СТРАНА.UA

Адвокатская компания Кравец и Партнеры