Пенсионная система Украины: бросить нельзя оставить

В преддверии парламентских выборов украинские политики традиционно «вспомнили» о пенсионерах. Одни обещают снижение пенсионного возраста и повышение пенсий, другие – очередные реформы. Между тем, пенсионная проблема – головная боль всего мира.

Пенсии в Украине: общая картина

Система пенсионного обеспечения в Украине состоит из трех уровней.

1. Солидарная система общеобязательного государственного пенсионного страхования, базирующаяся на принципах солидарности и субсидирования и осуществления выплаты пенсий и предоставления соцуслуг за счет средств Пенсионного фонда на условиях и в порядке, предусмотренных Законом Украины «Об общеобязательном государственном пенсионном страховании».
2. Накопительная система общеобязательного государственного пенсионного страхования, базирующаяся на принципах накопления средств застрахованных лиц в Накопительном фонде и осуществления финансирования расходов на оплату договоров страхования пожизненных пенсий и одноразовых выплат на условиях и в порядке, предусмотренных законом. Она пока у нас толком не запущена, и в этом, по мнению экспертов, большая проблема.

Как отмечают в Минсоцполитики, введение второго уровня позволит:

— разнообразить источники получения пенсии и обеспечить приемлемый ее уровень;
— усилить зависимость размера пенсии от трудового вклада лица;
— наследовать средства, учтенные на накопительном пенсионном счете, родственникам умершего застрахованного лица;
— создать источник инвестиционных ресурсов для роста национальной экономики.

Третий уровень – это система негосударственного пенсионного обеспечения (НПО), базирующаяся на принципах добровольного участия граждан, работодателей и их объединений в формировании пенсионных накоплений с целью получения гражданами пенсионных выплат на условиях и в порядке, предусмотренных законодательством о негосударственном пенсионном обеспечении. НПО осуществляется пенсионными фондами (путем заключения пенсионных контрактов между администраторами пенсионных фондов и вкладчиками таких фондов), страховыми организациями (путем заключения договоров страхования пожизненной пенсии, страхования риска наступления инвалидности или смерти участника фонда), банковскими учреждениями (путем заключения договоров об открытии пенсионных депозитных счетов для накопления пенсионных сбережений).

Первый и второй уровни системы пенсионного обеспечения в Украине составляют систему общеобязательного государственного пенсионного страхования. Всё тот же второй + третий уровни системы пенсионного обеспечения в Украине – это система накопительного пенсионного обеспечения.

И еще некоторые цифры для общей картины:

— около 11,5 млн пенсионеров состоят на учете в Пенсионном фонде;
— с июля размер минимальной пенсии составит 1564 грн., средняя пенсия – примерно в два раза больше;
— в период с 2014 по 2018 годы инфляция в Украине составила 152%, а пенсии выросли лишь на 68%.

Пенсии в Украине: реформа, которой нет

Периодические сбои с выплатами пенсий связаны с тем, что у нас, по сути, работает только первый уровень пенсионного обеспечения – печально известная солидарная система, которая в наших реалиях абсолютно неэффективна.

«Солидарная система работает лишь при условии высокой рождаемости и когда число работающих к числу пенсионеров составляет 2/3 к 1/3. У нас же число работающих и получающих пенсию фактически 1 к 1. Плюс – мы платим пенсии тем, кто работал еще на предприятиях СССР, – отмечает экономист, политэксперт Тарас Загородний. – В Пенсфонде – постоянный дефицит средств».

Глава Украинского аналитического центра, экономист Александр Охрименко называет ПФ кормушкой для воровства. «Это общий котел, куда стекаются единые социальные взносы со всей страны, – отмечает он. – Человек, к примеру, нигде толком не работал, потом стал депутатом – и получает сумасшедшую пенсию. Которую оплачиваем все мы. И никто это менять не хочет. Тупо блокируют любые инициативы. По принципу: мы еще немного поворуем, а там видно будет. Нужно, чтобы ЕСВ поступал на персональный накопительный счет, в негосударственные пенсфонды, которые можно выбирать. Но у нас делают всё, чтобы такая система не работала».

Тарас Загородний также подчеркивает необходимость запустить, наконец, второй накопительный уровень, когда на отдельный счет можно откладывать часть средств себе на пенсию, а счет потом передавать по наследству. Но и тут есть нюансы.

«Накопительная система увязана с вопросом стабильности национальной валюты. А когда это может быть? Через десять лет? Двадцать? У нас экономика – сырьевая, а при таком раскладе девальвация будет происходить примерно каждую пятилетку, – подчеркивает эксперт. – И людям выгоднее просто сдавать квартиру, чем положить деньги в банк и ждать, что на старости будет на что жить… Не будет! Пока не будет стабильности экономики, нас не спасет даже накопительная система. К тому же, что делать с солидарной? Что делать с теми пенсионерами и людьми предпенсионного возраста, которые всю жизнь платили «пенсналоги» (ЕСВ). За счет чего выплачивать пенсии им? Подобные вопросы и тормозят запуск солидарной системы. Плюс – низкий уровень доверия к государству, которое у нас делает всё, чтобы обобрать граждан, а не улучшить их жизнь».

Исполнительный директор Центра прикладных политических исследований «Пента» Александр Леонов отмечает, что вопрос пенсионного реформирования стоит остро во всем мире.

«Нет, наверное, ни одной страны, которая смогла бы его решить оптимально, – говорит эксперт. – Предлагаются разные варианты, но всё упирается в главное: население стареет, и на работающих приходится всё больше пенсионеров. К тому же, довольно часто неэффективно работают накопительные механизмы. К сожалению, у нас в данный момент обсуждаются варианты, которые уже утратили свою актуальность. А передовые страны всё громче говорят о безусловном базовом доходе, который мог бы частично заменить пенсионные системы. Тем временем технический прогресс приводит к тому, что огромное количество недавно важных профессий становятся попросту ненужными. И с этим тоже что-то надо делать».

Даже вариант с «докупкой» стажа, которого не хватает для получения пенсии, превратился в Украине фактически в фикцию. Потому что один месяц такого стажа будет стоить более 1,8 тыс. грн. (на данный момент). Т.е, за год придется выложить уже более 20 тысяч.

«Сейчас есть возможность докупить страховой стаж. Но такое «докупание» в нынешних условиях абсолютно неэффективно. Грубо говоря, вам нужно доплатить 50 тыс. грн., чтобы со временем получать надбавку в 100 грн. Вложение такое вы «отобьете» лишь при условии, что доживете до 120 лет, как минимум. Уж лучше получать минимальную пенсию, а те же 50 тысяч вложить более разумно», – считает вице-президент Всемирного юридического альянса, старший партнер в Адвокатской компании «Кравец и Партнеры» Ростислав Кравец. – На мой взгляд, должна быть накопительная система. При этом государству нужно соблюдать определенный баланс и выплачивать пенсии тем, у кого нет достаточного трудового стажа, но кто достиг пенсионного возраста. Это возможно лишь при балансе пенсионной системы и развития экономики. Чего у нас не наблюдается. Также должна быть возможность и передачи пенсии по наследству, иначе смысл пенсионной реформы и уплаты пенсий на фоне продолжительности жизни, теряет свой смысл».

Пенсии в Украине: миграционный фактор

Ситуация усугубляется еще и потому, что примерно треть трудоспособного населения страны (около 6 млн человек) работает без трудовых книжек, без уплаты налогов и пенсионных взносов. В их числе – и трудовые мигранты, отток которых в последнее время приобрел колоссальный размах.

«Пенсионную реформу нужно рассматривать в контексте фундаментальных ценностей, которые формируют качество жизни. К примеру, причинами трудовой миграции является уже не только то, что украинцам не платят 500 евро внутри нашей страны. Даже если сейчас вдруг поднимут до такого уровня среднюю зарплату, отток трудоспособного населения не прекратится, – отмечает в комментарии МаркерУА финансовый эксперт Алексей Кущ. – Массовая трудовая миграция, имеющая постоянный характер (пребывание в другой стране более года) – это не только и не столько об уровне зарплат, сколько – о качестве образование и медобслуживания в соответствующих заведения тех же Польши, Чехии, Словакии. Не говоря уж об Италии и Германии. Плюс – пенсионная система, которая обеспечивает не нищенскую старость».

Люди до 35 лет сейчас стоят перед простым выбором, считает эксперт. Можно вкалывать всю жизнь в Украине, платя налоги и пользуясь услугами местных медицины и сфер обслуживания, мягко говоря, далеких от европейских стандартов. И получить (если доживешь) пенсию на уровне 150 долларов, на которую невозможно прожить. А можно выехать в какую-то из стран ЕС, зарегистрироваться там как плательщик налогов и стать участником их пенсионной системы, получив «на выходе» пенсию в 500-600 евро.

«Именно так создаются тренды миграции, – подчеркивает Кущ. – Так что Украине как государству для того, чтобы остановить отток населения уже недостаточно дать европейскую зарплату. Нужно давать еще и качество жизни, которое хотя бы частично было сопоставимо со странами ЕС».

Пенсии в Украине: две важные составляющие

Алексей Кущ отмечает, что до сих пор у нас не сделано главного – не установлена прямая зависимость между взносами в ПФ и пенсией, которую будешь получать. Не запущена та самая накопительная пенсионная система, о которой так много говорят. Вся реформа была направлена на поверхностный тюнинг обанкротившейся солидарной системы, которая в условиях демографического и миграционного кризиса обречена.

Реальная пенсионная реформа, по мнению эксперта, базируется на двух составляющих:

1. Нужен гарантированный социальный доход, который выплачивался бы напрямую из бюджета.
2. Требуется уменьшение единого социального взноса (с 22% до 10%) с расщеплением его на две составляющие: фиксированный внос (который шел бы напрямую в бюджет для выплаты гарантированного соцдохода) и та самая накопительная пенсионная система (когда люди до 35 лет могут ежемесячно начать откладывать себе на старость сумму, которую посчитают нужной).

«Эти преобразования упростили бы администрирование существующих пенсионеров, дав повод упразднить ПФ, превратившийся в «черную дыру». Плюс – молодая часть населения получила бы инструмент, с помощью которого можно накапливать себе на старость», – резюмирует Алексей Кущ.

Татьяна Вермеева, МАРКЕР.UA

Адвокатская компания Кравец и Партнеры