Новый налог для водителей: за б/у авто придется платить десятки тысяч гривен

Украинским автомобилистам готовят новый налог. Не исключено, что уже со следующего года за возраст и «прожорливость» авто придется доплачивать немалые суммы.

В скандальный законопроект №8487, который, как уже писал «Минфин», предлагает рассчитывать акцизы на иномарки по новой формуле и отменить Евро-5, хотят «зашить» неприятный сюрприз для водителей.

Как сообщил руководитель компании AUTO-Consulting Олег Омельницкий, в числе правок к законопроекту, которые сейчас рассматриваются в парламенте, есть и предложение о реанимации транспортного сбора. Налог предлагают «привязать» к возрасту и объему двигателя машины. Причем, как подсчитали в AUTO-Consulting, самые старые и прожорливые авто станут для их владельцев «золотыми». Скажем, за видавшую виды «Волгу» придется платить почти 77 тыс. грн. в год.

«Минфин» разбирался, чем рискуют водители, если транспортный сбор утвердят.

30 000 за старую иномарку, 70 000  за «Волгу»

Народные депутаты предлагают сделать транспортный сбор обязательным для всех авто старше 5 лет. Его придется платить раз в год. Рассчитывать налог будут по специальной формуле. На базовую ставку насчитают повышающие коэффициенты, размер которых зависит от возраста, объема двигателя и класса экологичности (уровня Евро- стандарта) автомобиля. Базовые ставки невелики — 200 грн. для бензинового авто и 300 грн. — для дизельного.

Но уже на этом этапе начинается путаница. «Непонятно, к примеру, почему за дизельное авто платить в 1,5 раза больше», — недоумевает Омельницкий. Он также добавляет, что многие владельцы подержанных иномарок не знают точно к какому классу экологичности относится их авто. «В документах уровень Евро не указывается. Как его будут определять, кроме как «на глаз» — неясно. Сразу видно, что это предложение скопировано с иностранных законов. Но там другая система контроля, которой в Украине пока не создали», — отмечает эксперт. «Расчет наверняка попытаются сделать максимально сложным, чтобы запутать автовладельца и лишить его возможности самому проверить правильность начисления налога», — говорит старший партнер адвокатской компании «Кравец и партнеры» Ростислав Кравец.

Стоит отметить, что Украина, подписывая соглашение об Ассоциации с ЕС, обязалась постепенно повышать транспортные экологические нормы. Скажем, сейчас у нас действует стандарт Евро-5, и импорт техники, которая ему не отвечает — запрещен. Вскоре обязательным станет стандарт Евро-6. Это делается для того, чтобы постепенно убрать с рынка старые машины, загрязняющие окружающую среду.

Парадокс заключается в том, что в законопроекте №8487 есть предложение убрать обязательное Евро-5. То есть, с одной стороны, власти хотят открыть рынок для автохлама из Европы, а с другой — тут же обложить его высокими поборами.

Как подсчитали эксперты, за среднестатистическое подержанное авто придется платить не меньше 10-15 тыс. грн. в год. А машины начала 2000-х с двухлитровыми дизельными моторами (это самые ходовые модели среди евробляхеров) потянут уже на 30-36 тыс. грн. в год.

Но и эти суммы — не предел. Скажем, за старую «Волгу» в бюджет придется отдать почти 77 тыс. грн. в год, — говорит Олег Омельницкий.

«Достанут» из бензина?

Сама идея транспортного сбора для Украины не нова. Такой налог действовал в нашей стране до 2009 года. Сумма была небольшой — порядка 200-400 грн. в зависимости от авто. Сбор оплачивался при прохождении обязательного ежегодного техосмотра. Но затем на депутатов снизошло озарение, и они решили поменять формулу расчета налога.

«Приняли «под елочку» закон, в котором налог привязали к объему двигателя. И получились рекордные суммы — по 15-20 тыс. грн. в год. Тогда под стенами парламента собралась, по-сути, одна из первых автомобильных акций протеста. Она была настолько массовой, что власти испугались. Закон отозвали, а вскоре отменили и обязательный техосмотр. Так как исчезла «контрольная точка», позволяющая отслеживать уплату транспортного сбора, его включили в стоимость автомобильного топлива», — вспоминает Олег Омельницкий.

Собственно, в структуре цены на бензин, дизель и газ, сбор с автомобилистов существует до сих пор. Главный аргумент сторонников такой системы — кто больше ездит и разбивает дороги, тот покупает больше бензина, и, следовательно, больше платит налогов. Эти деньги обещали пустить на ремонт дорог. Но до недавнего времени вместо специального фонда транспортный сбор шел в общий бюджет, где попросту «растворялся». В этом году его распределяют между спецфондом и госбюджетом в пропорции 50 к 50. Со следующего года в спецфонд должно идти уже 75%.

Но, если примут новую формулу транспортного сбора, существующий налог и его распределение, очевидно, пересмотрят.

Неясно что будет с еще одним транспортным налогом — на дорогие новые иномарки. Сейчас владельцы таких роскошных авто (стоимостью более 1 млн. грн. и не старше 5 лет) ежегодно платят в бюджет по 25 тыс. грн. Но если этот налог оставят неизменным, и одновременно введут новый транспортный сбор, получится, что за старую иномарку придется платить дороже, чем за новенький Mercedes.

Отсудить не получится

Эксперты уверены — скорее всего, норму о транспортном сборе утвердят. Учитывая, что бюджет в Украине дефицитный, депутаты вряд ли проигнорируют дополнительный источник его наполнения. По данным AUTO-Consulting, в Украине зарегистрировано порядка 9 млн. авто и еще около 1 млн. мотоциклов. То есть потенциальная база для налогообложения — 10 млн. транспортных средств. Даже если каждый водитель заплатит по 1 тыс. грн., бюджет получит 10 млрд. грн. Если же законодательно закрепят рекордные платежи по 30 тыс. грн. и больше, старые машины в Украине могут стать золотым дном для фискалов.

Тем более, что если налог на роскошные авто эксперты критиковали за то, что он плохо администрируется — мол, на контроль за уплатой нужно потратить больше денег, чем реально получить с плательщиков. В этот раз такого недостатка не будет.

Глава Всеукраинской ассоциации автоимпортеров и дилеров (ВААИД) Олег Назаренко говорит, что, подписывая соглашение об Ассоциации с ЕС, Украина обязалась вернуть ежегодные техосмотры уже с 2019 года. А в этом случае проконтролировать уплату транспортного сбора будет несложно — без соответствующей квитанции водитель попросту не получит отметки о прохождении ТО, следовательно, не сможет эксплуатировать авто.

Как пояснил «Минфину» старший партнер адвокатской компании «Кравец и партнеры» Ростислав Кравец, скорее всего, транспортный сбор будет отнесен не к местным, а к общим налогам. Если его утвердят законом и внесут соотвествующие правки в Налоговый кодекс, оспорить новый налог вряд ли получится. Тот же налог на роскошные авто является местным и многие автовладельцы его не платили, ссылаясь на то, что ставки не были вовремя утверждены местными органами власти.

То есть, если транспортные сборы в предложенном варианте утвердят, украинцам придется или платить немалые суммы, или попросту избавляться от своих старых автомобилей.

Мария Колыванова, МИНФИН

Адвокатская компания Кравец и Партнеры